ДЕТИ НА ЛИНИИ ОГНЯ

СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ "ТРУДА" АНДРЕЙ ПОЛУНИН ПЕРЕДАЕТ ИЗ БЕСЛАНА
Вчера в 6.15 утра в

СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ "ТРУДА" АНДРЕЙ ПОЛУНИН ПЕРЕДАЕТ ИЗ БЕСЛАНА
Вчера в 6.15 утра в Беслане возобновилась стрельба. Террористы, захватившие 1 сентября городскую школу N 1, напомнили о себе залпами из подствольных гранатометов и автоматными очередями.
За сутки с момента захвата мало что изменилось. Бандиты по-прежнему удерживают около 360 школьников и их родственников. Еще страшнее выстрелов - неизвестность. Жители, естественно, боятся, что, если власти решатся на штурм, не удастся избежать массовых жертв.
Всю первую ночь город не спал. Возле освещенного здания ДК пульсировала огромная толпа. Сюда, в кинозал, где еще недавно крутили "Страсти Христовы", каждый час приходит кто-то из оперативного штаба и пытается успокоить людей. Получается плохо. По словам одного из членов штаба, депутата республиканского парламента Станислава Кесаева, сами боевики в смятении, поэтому они не выдвигают никаких требований. Кроме того, бандиты не снимают масок - значит, не собираются умирать на месте, устроив напоследок кровавую баню. Но на этом "позитивные" моменты заканчиваются. Террористы никого не впускают в здание школы и отказываются принять соки и продукты для детей. А они нужны: в числе заложников есть трехмесячный ребенок(!) и еще несколько детей в возрасте до одного года.
Людям в смятение террористов не верится: операция по захвату школы была, видно, продумана до мелочей. Примерно в 9.30 утра 1 сентября со стороны улицы Коминтерна (она идет вдоль железной дороги) к школе N 1 подъехал армейский ГАЗ-66. Из него выпрыгнуло около 20 боевиков, одетых в черную униформу и в масках. В это время шла торжественная линейка. Все учащиеся с 1-го по 11-й класс, родственники находились в школьном дворе. Поначалу никто не понял, что происходит: "людей в черном" приняли за охранников. Но прогремели первые выстрелы, и толпа бросилась врассыпную. Многие дети, на свою беду, попытались укрыться в школе. Небольшая группа спряталась в столовой, стоявшей поблизости котельной. Остальные бросились по переулку на улицу Октябрьскую, в здание РОВД.
Надо отдать должное сотрудникам райотдела милиции: они быстро разобрались в обстановке. Майор Тамерлан Огнаев вместе с первым заместителем главы городской администрации Эриком Гусиевым завязали перестрелку, отсекая боевиков от ближайшей к школе пятиэтажки. С ее крыши двор просматривался как на ладони. И бандиты, вероятно, намеревались разместить там снайперов. Другая группа сотрудников милиции вывела из котельной около 50 ребят. Террористы тем временем укрылись в школе, потеряв одного человека убитым, и открыли ураганный огонь. Во дворе остались лежать тела трех погибших жителей Беслана: боевики не позволили вынести их с поля боя.
Прошлой ночью мы предприняли попытку приблизиться к школе. Она окружена тройным оцеплением. Контрактники, стоящие во внешнем кольце, никого не пропускают. Приходится искать провожатого.
Старший брат Эрика Гусиева - Эльбрус - человек в городе уважаемый, и кордоны для него не помеха. Мы идем по темной Октябрьской улице. До тротуаров запаркованы армейские КамАЗы. На углу здания РОВД стоит БТР.
- Давай быстрей, этот участок простреливается, - говорит Эльбрус и ускоряет шаги.
Переулок ведет к школе. Слева чернеет пятиэтажка: ее жители эвакуированы. В слабо освещенном подъезде - молчаливые фигуры четверых солдат. "Стой, стрелять буду!" - впереди вырастает силуэт с автоматом. "Белые повязки", - говорит Эльбрус. Фигура отступает в темноту.
Проход между гаражами тоже простреливается. Отсюда до школы не более 30 метров. Эльбрус уверяет, что можно разглядеть глухую стену спортзала, где бандиты держат заложников. Но строение сливается с темнотой.
Пятеро милиционеров и контрактников - одна из групп второго кольца оцепления - курят под прикрытием гаражей. На рукавах действительно узкие белые повязки. "Чтобы не постреляли друг друга", - поясняет Эльбрус. Сюда же выходит торцом пятиэтажка, в которую днем угодила граната из подствольника. В результате две квартиры загорелись, бойцам с трудом удалось их потушить. Где-то впереди, в темноте, залегло первое кольцо. И легендарная "Альфа".
- К зданию не подобраться, - говорит Эльбрус. - Это не Москва, разветвленных подземных коммуникаций, ведущих к школе, нет. И перестрелять подонков нельзя: они же детьми как щитом прикрываются. Днем выстраивают их на подоконниках спортзала. Такая "тактика", кстати, применяется со времен первой чеченской войны...
Мы возвращаемся. На площадку возле ДК подают белый милицейский "мерседес". В него садится доктор Леонид Рошаль и отправляется на переговоры с бандитами. К утру становится известно, что визит не дал результатов. Террористы так и не согласились принять продукты питания и соки.
По словам осведомленного источника, возможно два варианта развития событий. В течение четверга с бандитами попытаются договориться. Возможно - предоставить им коридор, чтобы террористы смогли беспрепятственно уйти в Ингушетию. Но если переговоры ни к чему не приведут, утром в пятницу может начаться штурм. О возможных последствиях думать пока не хочется...
БЕСЛАН, Северная Осетия.
НИКАКОЙ КАВКАЗСКИЙ КОДЕКС ЧЕСТИ НЕ ДАЕТ ПРАВА ВОЕВАТЬ СО ШКОЛЬНИКАМИ
Кинорежиссер, народный артист СССР Марлен ХУЦИЕВ:
- Вы меня застали не в лучшее время - лежу, болею. И не могу оторваться от телевизора, слежу за событиями в захваченной бандитами осетинской школе. Это сумасшествие какое-то. Я долгое время жил в Тбилиси, в разные годы бывал на Кавказе и ничего подобного по дикости и варварству не могу припомнить. Чтобы мужчины такое совершали с женщинами и детьми - просто в голове не укладывается! Какой уж тут кавказский кодекс чести. Для меня загадка, как такая бесчеловечная жестокость может исходить от с виду вроде бы нормальных людей. Я склоняюсь к доводам, что это действуют какие-то зомбированные типы. В нормальном состоянии люди на такое не пойдут, какую бы обиду им, предположим, ни нанесли.
В том, что мир в последнее десятилетие потихоньку сходит с ума, отчасти виновато искусство, особенно кинематограф. Проблемами нравственности теперь заниматься не модно, почему-то экрану полюбились бандиты всех мастей, и в репертуарах кинотеатров сейчас трудно отыскать фильмы без мордобоя и пальбы. Все это не так безобидно, как нас уверяют продюсеры, и, увы, даром не проходит. Жестокость на экране способствует тому, что в обществе подспудно накапливается негативная энергия, которая требует выхода...
ДЕНИС ХРАМЦОВ:
"НУЖНО ПРОЙТИ ПО ЛЕЗВИЮ БРИТВЫ"
Два взорванных в воздухе гражданских самолета, террористический акт в Москве, а теперь и захват детей-заложников в Беслане. Точно сказал министр обороны России Сергей Иванов: "Нам по существу объявлена война"... О том, как бороться с террором, размышляет президент фонда "Законность и порядок", объединяющего ветеранов правоохранительных органов и специальных служб России, Денис ХРАМЦОВ.
- Денис Александрович, что происходит? У кого-то создается впечатление, будто террористы разгуливают по Москве, по российским городам, безнаказанно выбирая жертвы и безжалостно уничтожая людей неповинных и беззащитных.
- Происходит в принципе то, что прогнозировали многие специалисты в области спецслужб и правоохранительной системы, в том числе и аналитики нашего фонда. Так негативно сказывается дефицит профессионалов и профессионализма в тех спецслужбах, которые по специфике своей работы должны бороться с терроризмом. Меры, которые применяются нашими правоохранительными органами, недостаточно эффективны. Около каждого человека милиционера не поставишь. Здесь нужно вести разведку, прогнозировать, стараться предотвратить агрессию в зародыше. Надо заранее выявлять и уничтожать террористические группы. А нашим спецслужбам явно не хватает, как мы говорим, наработанной агентуры.
- Но куда же она делась? Ведь КГБ только и обвиняли в том, что он насаждал своих агентов где только возможно.
- В начале 90-х был полный и плановый развал наших спецслужб, полностью сдана агентура - и в стране, и в государствах СНГ. А сколько реорганизаций и сокращений пережили за эти годы спецслужбы! Финансирование - ужасающее. Вот многие профессионалы и разбежались: кто ушел сам, а кому и не давали работать. Это коснулось и ФСБ, и МВД. Подразделения, работающие по терроризму, были расформированы, потом вновь воссозданы, но не всегда удачно - людей-то набирали зачастую неопытных. Сейчас идет серьезная подготовка к объединению всех наших специальных служб, но опять первое время будут определенная неразбериха, притирка, возможно, и сокращение. А время-то какое горячее.
- Вы рисуете картину суровую. Говорите, что мало агентуры, но попробуйте внедриться в чеченскую среду.
- Подобные работы в 60-х - середине 70-х проводились. Вербовались, и очень успешно, представители разных террористических групп, их технических ответвлений. Во всех, ну, почти во всех были агенты. Я бы сказал так: с ними работали, не обязательно внедрять своего человека, надо работать иными, нашими специфическими методами. А сейчас для предотвращения терактов не хватает информации. Что сделано, чтобы их предотвратить? Да, были уничтожены Хаттаб, Яндарбиев, захвачен Радуев...
- Вы забыли о Дудаеве - его же взорвали.
- Этот взрыв - особая история, очень профессионально сработанная акция.
- Денис Александрович, придется признать, что борьба с террористами предстоит длительная, не на жизнь, а на смерть. Что же надо предпринять быстро и конкретно?
- Я бы все-таки рекомендовал немало перенять из опыта израильских спецслужб. Они стараются предотвращать подобные акции. Это поиск, выявление духовных, идеологических лидеров террористических организаций и их уничтожение по всему миру. А террористы прекрасно понимают, что мстить им будут в любом случае, и чувство страха, неотвратимости наказания их сковывает. Их ищут, убивают в любой стране. Это тоже парализует. Израильская агентурная сеть мощная, работающая уже десятки лет, сохранилась и действует эффективно.
- Давайте вернемся к нашей теме - взрывы в Москве, захват заложников в Беслане... Каковы, по-вашему, должны быть действия спецслужб?
- Как ни печально, немало здесь прозевали. Искать компромисс с Масхадовым и его представителями? Глупо. Да и практика вывода наших войск в первую чеченскую кампанию подтверждает, что переговоры с бандитами неэффективны. Надо понимать, что у террористической организации, проводящей все эти теракты в Москве, в Нью-Йорке, в филиппинском городе Бали, в Беслане, очень сильная финансовая подпитка. Пора понять: это не группа фанатиков, а хорошо законспирированная, мощная террористическая организация. Причем ее отделения взаимодействуют между собой по всему миру. Там работают профессионалы. У групп разные названия, но подчиняются они единому руководству и финансируются во многих странах мира из единого центра, неважно как он называется. В большинстве случаев это "Аль-Каида". Аналитики нашей организации "Законность и порядок" предложили интересную версию. Не исключено, что активизация террористов в России связана с разными аспектами. Используя террористов, кто-то преследует чисто политическую цель - бросить тень на действия президента России, "подставить" его...
А что касается Беслана, то ведение переговоров с террористами - противоестественно. С другой стороны, каково будет психологическое состояние общества, если начнется штурм? Там же дети. Потери среди них, как ни ужасно, будут. Надо понять, что в практике борьбы против терроризма, а тем более при штурмах, определенное число людей, находящихся на объекте в заложниках, погибает. А если объект заминирован, если там снайперы... Жертвы будут в любом случае. И тут ответственность не только на спецслужбах. Здесь требуется проявить профессионализм и нашим политикам. Надеюсь на умелое проведение переговоров. В какой-то мере компромисс должен быть найден. Есть большая надежда, что люди, которых назвали сами террористы, сумеют добиться выхода. Придется идти на некоторые уступки, но только не сумасшедшего характера. Детей необходимо освободить.
- Как вы относитесь к тому, что многие массовые мероприятия в Москве не отменены? Стоит все же продемонстрировать силу и показать террористам, что их угрозы не столь страшны?
- Демонстрация силы... В данной ситуации проводить празднования, мне кажется, все-же вряд ли целесообразно. Если не ошибаюсь, в Москве около двух месяцев назад было ведь введено усиление режима, но предотвратить беду не удалось... Сложная ситуация, все надо просчитать.
Беседу вел Николай ДОЛГОПОЛОВ.
ШАРЫ ВЗЛЕТЕЛИ -И СТАЛИ СТРЕЛЯТЬ
Пока наш спецкор, срочно командированный в Осетию, добирался на место события, мы связались с редакцией бесланской газеты "Жизнь Правобережья". Трубку взяла главный редактор Эльза Баскаева - убитым голосом сказала, что три ее сотрудника попали в заложники. Утром повели своих детей в школу - назад не вышли. Это недалеко от редакции, так что первый же выстрел здесь услышали. Потом началась перестрелка.
- Я испугалась, - рассказывает Эльза Баскаева, - там и моя дочь. Фотокорреспондент Фатима Аликова. У нее было задание - сделать праздничные снимки для газеты. Я ей позвонила по мобильному телефону - она кричит: "Мы все на втором этаже... " На этом связь оборвалась. Я побежала на третий этаж, где располагается прокуратура. Там узнала, что школа захвачена боевиками. Звоню по мобильному другой сотруднице - Светлане Пелиевой, которая провожала двух детей. Глухо. Видно, мобильные отобрали. Весь первый день питались страшными слухами: учительницу застрелили, милиционера... У нашего журналиста там мальчик. Да почти у всех кто-то оказался в школе.
- Почему говорят о 360 захваченных детях и взрослых, если в школе - под 800 учащихся?
- Не все, к счастью, успели подойти. До линейки еще было время. Боевики слишком рано начали стрелять. Кто услышал - повернул назад. Многие рассказывают про такую деталь: к школе шла женщина - незнакомая - с яркими воздушными шарами и без детей. Выпустила шары - тут же раздались выстрелы. Может, это был сигнал боевикам?
- Что происходило ночью?
- До трех часов ночи, пока не начался сильный ливень, мы простояли на улице. Здесь же руководство республики, приехавший из Москвы доктор Рошаль. Привезли двух жен боевиков, одна из них с четырьмя детьми. Быстро провели в штаб.
Сейчас обстановка вокруг школы крайне нервная. Да и в республике тоже. В одной из сельских школ дети, узнав о случившемся, в панике стали выпрыгивать из окон. Ну а здесь, в Беслане, даже вспышку фотоаппарата, щелканье кинокамеры люди воспринимают болезненно. Журналисты разбили палаточный городок. Никто не уходит. Говорят, там в школе расстреливают мужчин.
Ольга НЕСТЕРОВА.
ОНИ НЕ ШАХИДЫ, А УБИЙЦЫ
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II:
- Сегодня для всех очевидно: Россия столкнулась со злой силой, в планах которой подчинить своей воле не только нашу страну, но и весь мир. Народ каждой страны должен стать на защиту своей жизни и достоинства от угроз террористов, где бы ни были принесены новые жертвы. Недопустимо, чтобы политические, экономические и любые другие интересы мешали совместно противостоять общей угрозе. Сейчас важно не поддаваться страху и не давать поселиться в душе ненависти. Молюсь и уповаю, что дети и все, кто оказался в заложниках, выйдут на волю целыми и невредимыми. Будем единодушны в решимости противостоять этому воинствующему злу. Мужайтесь! Зло терроризма будет в конце концов побеждено.
Равиль ГАЙНУТДИН, председатель Совета муфтиев России:
- Я выражаю полную поддержку действиям правоохранительных органов по предупреждению терроризма, какими бы жесткими они ни были. Среди пострадавших от теракта в метро в феврале была беременная татарка, и среди раненых у "Рижской" есть мусульманин. Мусульмане страдают и морально, невольно неся груз ответственности за совершенное якобы шахидами. Они не шахиды, а убийцы. Шахид не может убивать невинного человека.
Ахмед-Хаджи ШАМАЕВ, муфтий Чеченской республики:
- Мы, мусульманские лидеры Чечни, решительно осуждаем террористические акты, совершенные в последнее время в нашей стране. При этих терактах гибнут невинные люди, и мы скорбим по ним и соболезнуем их родным и близким. Преступники-террористы, захватившие школу и детей, еще раз показали свое звериное лицо. Это люди без веры, это не мусульмане. Ислам - это великая религия, призывающая творить добро для людей и для народов. Те, кто немного знаком с мусульманством, знает, что слова "ислам" и "террор" нельзя употреблять вместе.
Адольф ШАЕВИЧ, главный раввин России:
- Изощренные бесчеловечные акции, осуществленные в течение последних дней в России и за ее пределами, - очередной наглый вызов со стороны террористов всему мировому сообществу. Погибли ни в чем не повинные люди: летевшие в самолетах, ехавшие в автобусах, занимающиеся своей повседневной жизнью - ради чего? Во имя какой "высшей" цели сегодня заложниками террористов оказались дети? Неужели ради удовлетворения чьих-то амбиций, прикрываясь громкими словами о благородных целях, можно уничтожать, топтать, убивать? Призываю все мировое сообщество, людей разных национальностей и вероисповеданий, разных политических взглядов к консолидации в борьбе против терроризма. Только общими усилиями цивилизованное человечество сможет добиться результатов и искоренить это зло.
Подготовил Павел АНОХИН.
КАВКАЗ ПЫТАЮТСЯ ПОДЖЕЧЬ
Александр ТОРШИН, заместитель председателя Совета Федерации, председатель Комиссии СФ по анализу ситуации на Северном Кавказе:
- Когда вооруженные люди не ищут открытых схваток с военными, а отыгрываются на беззащитных - иначе, чем подлостью, это не назовешь...
На мой взгляд, чеченское общество сейчас - на пути к консолидации. И чем дальше идет процесс стабилизации в Чечне, тем яснее становится, что другого пути, кроме мирного развития и сотрудничества с центральной властью РФ, - нет. Ситуация в республике развивается таким образом, что боевикам все тяжелее совершать теракты на ее территории, и они вынуждены искать возможности делать свои черные дела за пределами республики.
Мы должны найти адекватные ответы этим вызовам. Комиссия по анализу ситуации на Северном Кавказе при СФ готовит материалы к заседанию, которое будет посвящено вопросу совершенствования законодательства по борьбе с терроризмом. Уже сейчас можно сказать, что нормативно-правовая база в этом вопросе далека от совершенства. Поддерживаю слова министра обороны Иванова о том, что необходима самодисциплина, но также необходимо и усиление режимов охраны жизненно важных объектов, укрепление системы безопасности в стране. Нужно провести анализ слабых мест и подумать, что можно сделать для предотвращения подобных терактов.
Наша комиссия приходит к выводу, что спокойно развиваться Кавказу не дадут, его все время будут пытаться поджечь. Задача состоит в том, чтобы не дать бандитам такой возможности.
Юрий СТРОГАНОВ.