МИР ЕЩЕ НЕ ВИДЕЛ ТАКОГО ЗЛОДЕЯНИЯ

"ОПЕРАЦИЯ БОЕВИКОВ ПЛОХО СПЛАНИРОВАНА"
Так считает британский эксперт по борьбе с

"ОПЕРАЦИЯ БОЕВИКОВ ПЛОХО СПЛАНИРОВАНА"
Так считает британский эксперт по борьбе с террористами
Британские новостные телеканалы и все местные радиостанции сообщили новость о захвате заложников в Беслане буквально через несколько минут после начала событий.
В Англии к терроризму вообще относятся крайне нетерпимо, а если опасности подвергаются дети, то возмущение возрастает почти до бешенства. Не случайно поэтому весь день в офисах и конторах, пабах и ресторанах не выключались телевизоры и приемники. Люди жадно вслушивались в новости из Северной Осетии, которые передавались практически каждые 5 минут. Слова "варвары" и "вандализм" произносились в них чаще других.
Но, конечно, более всего волновалась более чем 200-тысячная местная русскоговорящая публика. За подробностями, не переставая, звонили друзьям и знакомым, у кого установлены спутниковые антенны для приема российских телеканалов. Но и ОРТ, и РТР, и НТВ, и даже ТВЦ выпуски новостей передавали очень редко. Зато в изобилии шли мыльные оперы.
"Да что же это такое, - плакала в телефонную трубку Елена Семенова, чьи родственники живут на Кавказе, - не понимаю, неужели они нарочно такое делают?" Нет, конечно, не нарочно, объяснил мне местный представитель одного из этих телеканалов. Просто программы в России и за ее границами сильно разнятся, и то, что видят зрители Москвы или Грозного, вовсе не обязательно доходит до Лондона или Вашингтона.
Уже в полдень СМИ распространили текст послания премьер-министра Великобритании Тони БЛЭРА Владимиру Путину: "Я был шокирован известием о гибели людей в результате вчерашнего взрыва в Москве, который последовал буквально сразу за ужасными авиакатастрофами на прошлой неделе. Сегодня утром я услышал о захвате школ в Беслане, где также погибли невинные люди. Ничто не может оправдать таких зверских актов терроризма... Мыслями и я, и весь британский народ в это трудное время находимся рядом с вами и народом России".
Отвечая на вопрос корреспондента телеканала "Скайньюз", почему бы России не уйти из Чечни и таким образом разрешить проблему, известный специалист по Кавказу профессор Мартин МАКОЛИ сказал, что этого нельзя делать ни в коем случае, потому что Чечня немедленно превратится в пристанище "Аль-Каиды" и станет нарушителем спокойствия, источником опасности для всего региона...
Комментируя сложившуюся в Беслане ситуацию, один из наиболее опытных в Великобритании экспертов по переговорам с бандитами, захватывающими заложников, Робин ХОРСФОЛЛ отметил, что российские силовики пока очень грамотно ведут осаду школы. А захватчики, по его мнению, плохо подготовились к операции. Об этом свидетельствует, например, то, что они ввязались в перестрелку в начале нападения, в результате которой погибли люди. Да и угроза убить 50 детей в случае гибели кого-то из них звучит как явно непродуманное заявление, считает Хорсфолл. Если такая угроза будет приведена в исполнение, она навсегда дискредитирует, покроет позором боевиков в глазах не только русских и иностранцев, но и всего Кавказа, подчеркнул он.
Зураб НАЛБАНДЯН, соб. корр. "Труда". ЛОНДОН.
ТЕРРОР ПРОТИВ ТЕРРОРИСТОВ
А что думают по поводу событий в Беслане во Франции? Наш корреспондент в Париже встретился с одним из крупнейших специалистов по антитеррористической борьбе Константином МЕЛЬНИКОМ, который во времена Шарля де Голля был координатором действий спецслужб и подразделений министерства внутренних дел Франции, в том числе и против алжирских националистов.
- Вам приходилось заниматься борьбой с террористическими организациями разного толка. Как вы оцениваете ситуацию с захватом заложников в Северной Осетии?
- Среди пленников большинство - дети, а значит, ситуация - настоящий кошмар для тех, кому предстоит их вызволять. Ведь на них лежит двойная ответственность, а работать им придется под гнетом тяжелого психологического стресса. Здесь нужны особые люди с особой подготовкой. Они в России есть, но, откровенно говоря, я не хотел бы оказаться на их месте. Террористы, с которыми французы боролись в свое время, и в подметки не годятся тем бандитам, что захватили школу в Беслане. Ведь это настоящие фанатики, которые ради достижения своих кровавых целей готовы уничтожить безвинных детей. Невиданное по подлости дело! Ничего подобного в истории человечества, откровенно говоря, я и не припоминаю...
- Что, основываясь на вашем богатом опыте, а также опыте спецслужб других стран мира, можно было бы предпринять, чтобы добиться освобождения заложников?
- Не уверен, что сценарий развязки по варианту "Норд-Оста" здесь возможен. Первосентябрьские террористы наверняка учли тот печальный для их единомышленников опыт. Значит, надо искать новые ходы, чем, вне сомнения, сейчас занимаются аналитики и практики из российских спецслужб, а светлые головы там, насколько мне известно, имеются. Конечно, лучшим исходом было бы уничтожение бандитов. Но если такая возможность не вырисовывается, то надо вести переговоры. Все это - развертывание событий по худшему сценарию, когда навязанная террористами трагедия уже вовсю разыгрывается на сцене и гибнут люди. Я всегда говорил и повторю еще раз: в работе антитеррористических сил главное - профилактика, внедрение своих людей в банды или перетягивание на свою сторону, в частности, используя финансовый фактор, тех из боевиков, кто психологически готов изменить свою личную судьбу. Именно в превентивных мерах - залог успеха борьбы с терроризмом.
- Требование террористов - освободить тех их подельников, которые были арестованы в ходе спецмероприятий после нападения на Ингушетию в июне этого года. Стоит ли идти им навстречу? На одной чаше весов чеченские арестанты, на другой - жизни сотен детей...
- Конечно, основное правило антитеррористической борьбы - не соглашаться на требования бандитов, не идти на уступки, но когда речь идет о детях, возникает качественно новая ситуация. Школьников, конечно, надо спасать. Ибо ясно, что их гибель, будем надеяться, что этого не произойдет, ляжет свинцовым грузом на плечи тех, кто призван по долгу службы и сердца их освободить. Что делать? Может быть, в такой экстраординарной обстановке придется ради спасения детей поступиться некоторыми принципами. Но в этом случае следующий ответный шаг властей против бандитов должен быть не просто сильным, а зубодробительным. В свое время мы применили тактику "террора против террористов", и она дала вполне положительный эффект.
Вячеслав ПРОКОФЬЕВ,
соб. корр. "Труда". ПАРИЖ.
НЕ ПОВТОРИТЬ ПРОЙДЕННОГО
То, что произошло в североосетинском городе Беслан, имело место в небольшом израильском городке Маалот 30 лет назад. Тогда, 15 мая 1974 года, три боевика из Демократического фронта освобождения Палестины (ДФОП) сначала убили семью из трех человек, а затем проникли в здание городской школы. В ней ночевала сотня школьников, приехавших из другого города на экскурсию. Террористы взяли детей в заложники и заминировали здание.
На освобождение заложников было брошено подразделение специального назначения "Саерет Голани", которое из-за опознавательных знаков называют еще "Летающими леопардами". Это подразделение было сформировано в 1959 году из лучших солдат элитной пехотной бригады "Голани". К несчастью, операция, проведенная в типично армейском стиле, окончилась провалом. Хотя террористы и были убиты, в ходе перестрелки погибли 25 учеников и еще 100 были ранены.
Израиль имеет большой опыт (правда, не всегда положительный) в борьбе с террором вообще и по освобождению заложников, в частности. При этом израильское правительство практически никогда не шло на переговоры с террористами, а уж тем более на какие-либо уступки.
Но захват детей - это особый случай. Как повели бы себя израильские власти на месте властей Северной Осетии? Этот вопрос я задал бывшему десантнику ЦАХАЛа (Армия обороны Израиля), а ныне известному писателю и журналисту Исраэлю ШАМИРУ.
- Думаю, что сначала необходимо вступить в переговоры, - ответил он. - Если условия, выдвигаемые террористами, приемлемы, -почему бы их не выполнить? Ведь речь идет о жизни детей. Военная операция - это крайняя мера. Необходимо сделать максимум для того, чтобы решить проблему заложников. Ведь в том же Маалоте, да и в "Норд-Осте" многие заложники погибли от рук спецназа.
Константин КАПИТОНОВ. ТЕЛЬ-АВИВ.