19 октября 2017г.
МОСКВА 
8...10°C
ПРОБКИ
5
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 57.27   € 67.36
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ИСКУССТВО ПУСКАТЬ ПУЗЫРИ

Третьяков Юрий
Опубликовано 01:01 03 Сентября 2005г.
В последние дни в военных кругах поговаривают, что в руководстве Военно-морского флота России грядут кадровые перестановки. Главкому ВМФ Владимиру Куроедову 5 сентября исполнится 61 год. По закону ему на год могут продлить срок службы, но, похоже, этого не произойдет.

Наиболее вероятным претендентом на должность верховного военно-морского начальника страны считается начальник Главного штаба ВМФ адмирал Владимир Масорин. Еще один кандидат - нынешний зам. главкома адмирал Михаил Захаренко. Именно он в августе нынешнего года руководил крупными учениями на Северном флоте, которые прошли весьма успешно. В отличие от прошлогодних, когда в присутствии президента России Владимира Путина оба пуска межконтинентальных баллистических ракет с атомных подводных лодок закончились полным провалом. Причем, как отмечают военные эксперты, адмирал Захаренко докладывал президенту не только о результатах учений, но и о перспективах развития ВМФ России на ближайшие десять лет. Кроме того, адмирал руководил недавней операцией по спасению на Тихоокеанском флоте затонувшего у берегов Камчатки батискафа АС-28. Во многом благодаря ему и она завершилась успешно.
С другой стороны, эта чуть не закончившаяся трагически ситуация в очередной раз продемонстрировала слабость флотских аварийно-спасательных служб. Несмотря на крупные финансовые вложения в оснащение подводных спасателей после памятной катастрофы атомной подводной лодки "Курск", мы тем не менее снова были вынуждены прибегнуть к иностранной помощи. Для такой морской державы, как Россия, это досадно.
Но еще досаднее, что на этот раз нельзя было списать беду на отсутствие денег или оборудования. У моряков было все, кроме обученных работать на этом оборудовании людей. В итоге аппараты миллионной стоимости были поломаны, пришлось звать на подмогу британцев. За этот организационный развал должен кто-то ответить? Скорее всего, отвечать придется и лично главкому ВМФ.
При нем произошли две крупные катастрофы - гибель в 2000 году атомохода "Курск" и списанной атомной подлодки К-159, которую мы потеряли в 2003 году при буксировке на утилизацию. Она затонула в трех километрах от берега из-за грубых нарушений правил безопасности, погибли девять военных моряков. Адмирал Куроедов сразу после последней трагедии открыто признал, что вверенный ему флот "вновь наступил на грабли". Но надлежащих выводов, похоже, так и не было сделано.
Но если с батискафом и "Курском" все ясно - первый спасли, а второй утопили, то ситуацию с лежащей на дне Баренцева моря К-159 еще предстоит расхлебывать преемнику Куроедова.
К-159 была спроектирована в Санкт-Петербургском КБ морского машиностроения "Малахит" и вошла в боевой состав Северного флота в 1963 году. В начале 90-х была списана "на берег". После трагедии Владимир Куроедов пообещал, что лодка обязательно будет поднята, хотя с учетом глубины моря 240 метров в этом месте операция обещает быть крайне сложной и небезопасной, ведь если корпус старого атомохода разломится, реактор с остатками топлива просто вывалится. Проект подъема на "Малахите" обещали сделать за два месяца. В середине 2004 года, как только позволит погода, обещал Куроедов, К-159 собирались поднять на поверхность. Эти сроки сорваны. Следующую дату назначили на июль - август 2005 года. На дворе сентябрь, но никаких подвижек пока не намечается. Теперь уже ясно, что ранее 2007 года к подъему приступить никак не удастся. Причина - прежде надо тщательно обследовать "утопленницу", а единственно приемлемые для такой работы в северных широтах летние месяцы бездарно упущены. Стало быть, в лучшем случае лодку удастся осмотреть будущим летом, внести коррективы в планы и только на следующий год затевать подъем.
Между тем ситуация может выйти из-под контроля. В реакторах К-159 осталось около 800 килограммов отработанного ядерного топлива. Долгое пребывание его на грунте в районе, где ведется интенсивный лов рыбы, чреват бедой. По этому поводу давно бьют в набат эксперты норвежской экологической организации "Беллуни". Ряд экспертов между тем полагают, что можно не склоняться к амбициозному проекту подъема субмарины, а попробовать "захоронить" ее в подводном саркофаге. Как поступили в свое время с затонувшей в Норвежском море атомной подводной лодкой "Комсомолец". Многочисленные обследования, в том числе и зарубежных специалистов, показали: утечек радиации нет. Если саркофаг для "Комсомольца" соорудили на глубине около тысячи метров - не стоит ли сделать то же самое и с К-159? Это может оказаться и дешевле, и безопаснее. Только ломать голову над этой дилеммой, скорее всего, придется теперь уже не Куроедову.


Loading...

Почему лидер Каталонии отложил провозглашение независимости от Испании?
ЭКСТРЕННЫЙ СБОР НА ПРОТИВОРЕЦЕДИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ НЕЙРОБЛАСТОМЫ IV СТЕПЕНИ, ВЫСОКОЙ ГРУППЫ РИСКА!!! Мишаева Ксюша, 2.5г.