ИСКУССТВО ПУСКАТЬ ПУЗЫРИ

В последние дни в военных кругах поговаривают, что в руководстве Военно-морского флота России грядут кадровые перестановки. Главкому ВМФ Владимиру Куроедову 5 сентября исполнится 61 год. По закону ему на год могут продлить срок службы, но, похоже, этого не произойдет.

Наиболее вероятным претендентом на должность верховного военно-морского начальника страны считается начальник Главного штаба ВМФ адмирал Владимир Масорин. Еще один кандидат - нынешний зам. главкома адмирал Михаил Захаренко. Именно он в августе нынешнего года руководил крупными учениями на Северном флоте, которые прошли весьма успешно. В отличие от прошлогодних, когда в присутствии президента России Владимира Путина оба пуска межконтинентальных баллистических ракет с атомных подводных лодок закончились полным провалом. Причем, как отмечают военные эксперты, адмирал Захаренко докладывал президенту не только о результатах учений, но и о перспективах развития ВМФ России на ближайшие десять лет. Кроме того, адмирал руководил недавней операцией по спасению на Тихоокеанском флоте затонувшего у берегов Камчатки батискафа АС-28. Во многом благодаря ему и она завершилась успешно.
С другой стороны, эта чуть не закончившаяся трагически ситуация в очередной раз продемонстрировала слабость флотских аварийно-спасательных служб. Несмотря на крупные финансовые вложения в оснащение подводных спасателей после памятной катастрофы атомной подводной лодки "Курск", мы тем не менее снова были вынуждены прибегнуть к иностранной помощи. Для такой морской державы, как Россия, это досадно.
Но еще досаднее, что на этот раз нельзя было списать беду на отсутствие денег или оборудования. У моряков было все, кроме обученных работать на этом оборудовании людей. В итоге аппараты миллионной стоимости были поломаны, пришлось звать на подмогу британцев. За этот организационный развал должен кто-то ответить? Скорее всего, отвечать придется и лично главкому ВМФ.
При нем произошли две крупные катастрофы - гибель в 2000 году атомохода "Курск" и списанной атомной подлодки К-159, которую мы потеряли в 2003 году при буксировке на утилизацию. Она затонула в трех километрах от берега из-за грубых нарушений правил безопасности, погибли девять военных моряков. Адмирал Куроедов сразу после последней трагедии открыто признал, что вверенный ему флот "вновь наступил на грабли". Но надлежащих выводов, похоже, так и не было сделано.
Но если с батискафом и "Курском" все ясно - первый спасли, а второй утопили, то ситуацию с лежащей на дне Баренцева моря К-159 еще предстоит расхлебывать преемнику Куроедова.
К-159 была спроектирована в Санкт-Петербургском КБ морского машиностроения "Малахит" и вошла в боевой состав Северного флота в 1963 году. В начале 90-х была списана "на берег". После трагедии Владимир Куроедов пообещал, что лодка обязательно будет поднята, хотя с учетом глубины моря 240 метров в этом месте операция обещает быть крайне сложной и небезопасной, ведь если корпус старого атомохода разломится, реактор с остатками топлива просто вывалится. Проект подъема на "Малахите" обещали сделать за два месяца. В середине 2004 года, как только позволит погода, обещал Куроедов, К-159 собирались поднять на поверхность. Эти сроки сорваны. Следующую дату назначили на июль - август 2005 года. На дворе сентябрь, но никаких подвижек пока не намечается. Теперь уже ясно, что ранее 2007 года к подъему приступить никак не удастся. Причина - прежде надо тщательно обследовать "утопленницу", а единственно приемлемые для такой работы в северных широтах летние месяцы бездарно упущены. Стало быть, в лучшем случае лодку удастся осмотреть будущим летом, внести коррективы в планы и только на следующий год затевать подъем.
Между тем ситуация может выйти из-под контроля. В реакторах К-159 осталось около 800 килограммов отработанного ядерного топлива. Долгое пребывание его на грунте в районе, где ведется интенсивный лов рыбы, чреват бедой. По этому поводу давно бьют в набат эксперты норвежской экологической организации "Беллуни". Ряд экспертов между тем полагают, что можно не склоняться к амбициозному проекту подъема субмарины, а попробовать "захоронить" ее в подводном саркофаге. Как поступили в свое время с затонувшей в Норвежском море атомной подводной лодкой "Комсомолец". Многочисленные обследования, в том числе и зарубежных специалистов, показали: утечек радиации нет. Если саркофаг для "Комсомольца" соорудили на глубине около тысячи метров - не стоит ли сделать то же самое и с К-159? Это может оказаться и дешевле, и безопаснее. Только ломать голову над этой дилеммой, скорее всего, придется теперь уже не Куроедову.