Главная Жизнь 01:01 03 Сентября 2005 154
АНДРЕЙ ПЕТРОВ: РУССКОЙ МУЗЫКЕ НЕ ХВАТАЕТ МАЖОРА
Он принадлежит к тем немногим сочинителям, чья музыка часто перешагивает предписанные ей экранные или сценические рамки и начинает жить своей собственной, востребованной публикой жизнью. Андрей Петров - автор опер, балетов, симфоний, ораторий, музыки к др
Стародубец Анатолий

- Андрей Павлович, вы закончили Ленинградскую консерваторию. А вам не хотелось поучиться и пожить студентом в более престижной Москве?
- Я очень привязан к Ленинграду, у меня там вся родня, и мысли уехать никогда не возникало. Я бы не стал обольщаться насчет престижности музыкальной Москвы. Московская композиторская школа гремела во многом благодаря подпитке из Ленинграда. Шостакович, Прокофьев, Свиридов - все они типично ленинградские композиторы, переехавшие в Москву. Так же обстоят дела и с многими известными инструменталистами. Даже во время блокады считалось, что оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского - лучший в стране. Правда, в Москве ты скорее становишься известным. Ведь там размещаются все крупные радиостанции, телеканалы и концертные залы. Московская школа - более романтическая, концертная, придающая большое значение внешней эффектности и блеску. Петербургская же более строгая, эмоционально сдержанная, интеллектуальная. Но в мире они равно уважаемы.
- В кино вы пришли уже довольно поздно...
- Я любил его всегда. Вернувшись из эвакуации в Ленинград осенью 1944 года, посмотрел трофейный фильм "Большой вальс" об Иоганне Штраусе и был настолько потрясен, что твердо решил стать композитором. Но так получилось, что в кинематограф попал, когда в филармонии уже звучала моя симфоническая музыка, на сцене Кировского театра шел мой балет "Берег надежды", а в Александринке - драматический спектакль с моей музыкой "Бегущая по волнам". Как видно из названий, первые работы были связаны с морской тематикой. Поэтому когда в 1961 году стали искать композитора для романтической мелодрамы "Человек-амфибия", то обратились к "маринисту" Андрею Петрову.
- Когда вы сочиняете музыку, то чувствуете, получается хит или нет?
- Здесь не угадаешь. Про песню "Нам бы всем на дно" я знал заранее, что она будет популярной. Не столько из-за музыки, сколько из-за фривольного текста. В начале 60-х редактора внимательно отслеживали каждое слово, и пробиться с такими вольностями в эфир было практически невозможно. Но поскольку в "Человеке-амфибии" действие происходило на "загнивающем Западе", то цензура смягчилась. На фоне официозных песен тех лет эта полушуточная песенка прозвучала необычно и запомнилась.
Потом я написал сентиментальную песню о моряках, которые уходят в море, а их жены остаются ждать на берегу. И уже предвкушал, как ее будут петь во всех ресторанах, но к моему крайнему удивлению она проскочила почти незамеченной. Или вот обратный пример. Я никогда не думал, что песню "А я иду, шагаю по Москве" подхватят и запоют на концертах. Там ломаный ритм, частые сбивки, скачки в мелодии. Это просто трудно пропеть. Однако фильму "Я шагаю по Москве" уже больше 40 лет, и песня из него продолжает жить. Хотя у песен век зачастую намного короче, чем, скажем, у инструментальных вещей. Вот, например, мой вальс из фильма "Берегись автомобиля" какие только оркестры не играют: симфонические, эстрадные, духовые, народные... Евгений Евтушенко даже написал к ней слова "Стеклянный человек" для дуэта Татьяны и Сергея Никитиных.
- В вашей музыке преобладают мажорные интонации. Оптимизм - отпечаток комедийного жанра, в котором вы так много работали, или это жизненная установка?
- Вообще-то в русской песенной культуре часто встречаются минорные интонации - вероятно, это некое свойство национального характера. Но я жизнь воспринимаю по-другому - весело и без сожалений. В этом смысле наш кинематограф на меня почти никакого влияния не оказал, а сильно повлияла зарубежная музыка. Попробуйте найти у американцев минорную песню - сплошь мажор. У меня и в симфонической, и в балетной музыке много номеров светлых и жизнерадостных.
- Вы с Рязановым сделали 13 картин. Не устали еще друг от друга?
- Мы живем в разных городах: он - в Москве, я - в Петербурге. Общаемся редко, в основном по работе. А в перерывах между съемками я делаю что-то в других жанрах и с другими режиссерами. Поэтому когда мы с Эльдаром опять встречаемся, то, уже соскучившись, испытываем друг к другу посвежевшие чувства.
- Не жалеете, что упустили новогоднюю комедию "Ирония судьбы, или С легким паром", музыку к которой написал Микаэл Таривердиев?
- Честно говоря, было жалко. Особенно в первое время бешеной популярности этой картины. Внутренний голос говорил мне: ты бы тоже мог написать эти песни и романсы. Не факт, что мой вариант снискал бы такую же популярность, но шанс-то был. А пропустил я этот фильм из-за того, что в Кировском театре начались репетиции моей оперы "Петр Первый". Аранжировка еще не была закончена, а мне так хотелось эффектно начать сотрудничать с новым главным дирижером Юрием Тимиркановым. От первых шагов многое зависит.
Но чувство сожаления по упущенной "Иронии судьбы" прошло после выхода на экраны других картин Рязанова "Служебный роман", "О бедном гусаре замолвите слово", "Жестокий романс". Мои песни и музыка из них стали звучать по радио и ТВ. К тому же Микаэл Таривердиев был, пожалуй, единственным из композиторов-москвичей, с кем мы по-настоящему дружили. Поэтому черной зависти не было. И я с радостью его поздравил с таким блестящим успехом.
- В кино вам часто приходилось идти на компромисс?
- Конечно, были мучительные ситуации. В основном с Георгием Данелией на съемках фильмов "Путь к причалу" и "Я шагаю по Москве". Он очень точно знает, что ему надо, поэтому большой свободой композитора не балует. Но я и сам всегда понимал, что самый главный человек в кино - это режиссер. Ты можешь написать потрясающую музыку, но она не подойдет к конкретному видеоряду. А какая-нибудь обычная профессионально написанная музыкальная тема, соединившись с действием на экране, может произвести фурор. Поэтому далеко не все хорошие композиторы могли работать в кино. Например, я знаю, что Голливуд четырежды обращался к Игорю Стравинскому, но из этого ничего не вышло. Великий композитор ХХ века требовал, чтобы постановщики подстраивались под его музыку. А в кино так не бывает.
- Ваши песни пели как эстрадные исполнители - например, Эдита Пьеха, Эдуард Хиль, так и актеры. Кто вам ближе?
- Симпатии мои на стороне актеров. На свои концерты я всегда старался зазвать как можно больше поющих актеров, и уже оставшиеся песни отдавал эстрадным певцам. Не хочу никоим образом обидеть эстраду, но практически все мои песни написаны к фильмам. Они связаны с какими-то художественными образами, видеорядом, сюжетом. И актеры, находясь внутри материала, поют их стилистически точнее, не превращая в концертный номер.
- Наверное, композитору тяжело работать с актерами?
- Не всегда. Например, с Алисой Фрейндлих легко. Кстати, она успешно поет и в театре. Никита Михалков - молодец, романс "Мохнатый шмель", не такой уж и простой, записал с ходу. Путался только в тексте, а мелодию схватил сразу и безошибочно. Людмила Гурченко поет с листа, с ней проблем никогда не было.
Мы с режиссерами всегда старались, чтобы на экране пели сами актеры, и только в крайних случаях прибегали к услугам профессиональных певцов. Как, например, было с "Жестоким романсом". Там трудные партии для женского голоса. Лариса Гузеева старательно все выучила, но ей не хватало естественности в исполнении, какую показала Валентина Пономарева. Гузеева по этому поводу сильно переживала и долго на нас с Рязановым обижалась. Но этот случай - исключение. А как проникновенно Валентин Гафт спел романсы в фильмах "О бедном гусаре...", "Небеса обетованные", "Старые клячи"! Как душевно Андрей Мягков поет в "Служебном романе"...
- В нынешней российской эстраде вы принимаете участие?
- Нет. Мне сложно понять мироощущение сегодняшних 20-летних. Да и неинтересно. "Лета к суровой прозе клонят", - справедливо заметил Пушкин. Я сейчас занимаюсь академической музыкой. Но эстрада сейчас использует мою популярную музыку в качестве ремиксов. Так, московский диджей Грув записал два номера из "Служебного романа", накладывая на мою музыку танцевальные ритмы и смешные реплики героев фильма. Недавно моя внучка рассказывала, как они веселились на дискотеке. Танцующие часто заказывали эти номера, и хором выкрикивали в нужных местах "Мымра!" и тому подобные фразочки.
Я не возражаю против такого использования моей музыки. Если песня уже утвердилась в своем оригинальном виде и в фильме, и на пластинках, то ей не страшны переделки. Тем более, когда они остроумны. Кстати, весной Грув сделал мой вальс из "Берегись автомобиля". Вместо положенного трехдольника записал его на четыре четверти. И, конечно, опять реплики типа: "Тебя посодют, а ты не воруй!"
- А как вы относитесь к творчеству композитора Ольги Петровой?
- Некорректный вопрос - к дочери трудно относиться объективно, но я отвечу. Отношусь с большим уважением. Женщина-композитор, на которой дом и семья, двое детей, изначально менее свободна, чем, скажем, композитор-мужчина. Когда Оля только начала сочинять, в музыкальном сообществе муссировались слухи, что, дескать, это папа за нее пишет. Но они быстро прекратились, поскольку моя дочь работает в совершенно непохожей на мою манере: другие приемы, интонация, тематика. Мне нравится, что она не подражает мне и идет своей дорожкой. Она автор оперы "Винни Пух и все, все, все", поставленной в Петербурге, Новосибирске и Прибалтике. Написала музыку к трем российским и трем норвежским фильмам. Вместе с Олей мы сделали две работы: музыку к 60-серийному телефильму "Петербургские тайны" и мюзикл по заказу американцев "Капитанская дочка" по Пушкину. А в октябре на моем фестивале "Созвездие муз Андрея Петрова" состоится премьера нашей совместной рок-оперы "Синяя птица" по Метерлинку.
- Считается, что художник должен все время быть в состоянии влюбленности, чтобы творческая удача его не покидала. А вашей работе любовное настроения необходимо?
- Работа композитора - сложный процесс. Если ты сочиняешь что-то серьезное и крупное, то вначале долго сидишь над материалом, кропотливо разрабатывая музыкальные темы. Потом начинаешь выстраивать форму, расписывать партитуру, делать оркестровку. Влюбленность я понимаю более широко, это не обязательно влюбленность в женщину, роман с ней или какие-то интимные взаимоотношения. Это может быть влюбленность в книгу, в литературный образ или произведение искусства. То есть состояние не спокойной созерцательности, а какой-то взволнованности, вызванной восхищением чем-то или кем-то. Такая влюбленность для композитора желательна, она стимулирует то, что принято называть вдохновением.

Это счастье привалило жителю Новосибирска. Он нашел в социальных сетях свою любовь

Ольга Лернер
Труд
Фото: Anton Luhr/imagebroker.com, globallookpress.com

Казалось бы, что может быть общего у парня из Новосибирска Алексея Цыганенко и девушки по имени Су Тхири Минт Хгай из далекой Мьянмы? Как что? Любовь! Они познакомились в социальных сетях, переписывались,...

Жизнь 00:15 / 16 Февраля 2024 5668
А одной розы недостаточно?

В канун Дня святого Валентина знатоки взялись посчитать, почем нынче красивое свидание с любимой

Труд
Фото: Khalil Dawood/Синьхуа, globallookpress.com

Статистика знает все, если не точно, то хотя бы примерно. На этой неделе в канун Дня святого Валентина знатоки взялись посчитать, в какую сумму обходится красивое свидание с любимой в разных городах страны. В джентльменский...

Жизнь 00:10 / 16 Февраля 2024 5426
Наши жены - пушки заряжены

За кулисами двух законопроектов о мобилизованных

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Фото: © Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

В информационной шумихе вокруг прилета в Москву американского телеведущего Такера Карлсона и новостей из Центризбиркома почти не замеченными прошли внесенные в Госдуму на прошлой неделе два законопроекта. Тем...

Жизнь 20:01 / 17 Февраля 2024 5178
Последняя колонка

В Сочи появился реанимобиль для дельфинов

Труд
Фото: © David & Micha Sheldon, globallookpress.com

Уксус под видом минералки Житель Владикавказа 65 лет купил в магазине бутылку минеральной воды известной марки. Открыл, сделал пару глотков и: Тут же пришлось вызывать скорую помощь. Оказалось, вместо воды в бутылке...

Курорт на калининградском побережье расширяет свои фирменные приманки для туристов

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Фото: Дмитрий Часовитин, globallookpress.com

«Труд» уже писал, что с некоторых пор Зеленоградск продвигает себя как кошачью столицу — к котам, кошкам и котятам отношение здесь особенное. А теперь возникла новая точка притяжения: все больше россиян...

Жизнь 23:01 / 31 Января 2024 4063
Лохотрон на колесах

Мошенники изобрели изощренный способ отъема денег у автолюбителей

Ольга Лернер
Труд
Злоумышленники пользуются тем, что российский авторынок «колбасит» уже два года. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Желающих купить машину граждан заманивают на торговые площадки низкими ценами, предлагают поторговаться на аукционе, а потом исчезают вместе с деньгами клиентов. Российский авторынок лихорадит два года. Казалось бы,...

В ЦБ РФ рассказали о новом подходе телефонных мошенников к «работе»

Ефим Королев
Труд
Под конкретного человека разрабатывается индивидуальный сценарий обмана. Фото: 57stock/imagebroker.com, globallookpress.com

Если раньше ставка делалась на массовый обзвон по базам сотовых операторов — тут не сработало, звоним следующему, — то сейчас злоумышленники взяли курс на индивидуальный подход. По словам...

Жизнь 00:17 / 07 Марта 2024 2985
Жертвы, музы и творцы

Полемические заметки в канун дня 8 Марта

Елена Широян, искусствовед
Труд
Знаменитая фраза из фильма «Бриллиантовая рука» вполне годится, чтобы порассуждать о роли женщины в обществе. И не только советском

На пороге праздника, давно ставшего днем любви, красоты и прочих приятных вещей, вертится в голове фраза: «Детям — мороженое, бабе — цветы. Смотри не перепутай!» Думаю, вы узнали это...

Жизнь 23:01 / 31 Января 2024 2937
Последняя колонка

Ученые: регулярное употребление чая замедляет процесс старения

Труд

Зубами щелкая и ощетинив шерсть... В ряде районов Курганской области был введен режим ЧС из-за нападения волков на людей. Так, жители поселка Озеро Медвежье в темное время суток не выходят на улицу. В минувшие...

Жизнь 00:18 / 07 Марта 2024 2900
Защити себя сам?

Наша милиция (то есть полиция) нас бережет?

Валерий Володченко, журналист
Труд
Чем же так заняты наши правоохранители, у которых на охрану и защиту прав граждан не остается времени? Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Та ночь врезалась в память надолго. Сначала соседка снизу, баба Лена, барабанила по батарее, потом запричитала по телефону. И я привычно приступил к ритуальному действу — стал звонить в дежурную...

Калининградская область славится одинаковыми названиями

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
В области, которую можно проехать за три часа, насчитывалось: по пять поселков Березовка, семь – Лесных, восемь Садовых и, наконец, девять Сосновок... Фото: © Vladimir Godnikgloballookpress.com

В самом западном российском регионе стало на один поселок меньше. Точнее, де-факто никуда он не делся. Но вот де-юре, согласно постановлению губернатора, отныне бывшая Сосновка — это часть соседнего поселка...

Жизнь 00:11 / 09 Февраля 2024 2796
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Александр Архипов/Russian Look, globallookpress.com

«Ростелеком» проанализировал активность интернет-пользователей среди жителей кузбасских сел. Выяснилось, что те уже догоняют городских абонентов по расходу трафика. В среднем один сельчанин скачивает от 10 до 23 гигабайт...

Авиакатастрофа с далекоидущими выводами

Анатолий Журин
Труд
Как фактически нелегальный борт мог взлетать и садиться в российских аэропортах, не говоря уже о пересечении границ других государств? Фото из открытых источников

Недавняя катастрофа бизнесджета Falcon 10, выполнявшего чартерный медицинский рейс из Паттайи в Москву, по ходу расследования обрастает такими подробностями, что диву даешься. Самолет с отказавшими двигателями рухнул...

Жизнь 00:10 / 07 Марта 2024 2658
Псы тоже летают

В тестовом режиме запущена новая услуга - перевозка питомцев на соседнем пассажирском кресле

Евгений Смирнов
Труд

А помните, как «Аэрофлот» обвиняли в бездушном отношении к путешествующим животным? Критика имела последствия. Как сообщила пресс-служба компании, по итогам прошедшего года на треть увеличилось количество...

Жизнь 00:02 / 09 Февраля 2024 2641
Календарь: 9 февраля

120 лет назад геройски приняли неравный бой крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец»

Труд
Картина Петра Мальцева «Крейсер «Варяг». Фото: Russian Look/globallookpress.com

1667 Заключено Андрусовское перемирие между Россией и Речью Посполитой, ознаменовавшее конец войны 1654-1667 годов. Киев и Левобережная Украина перешли под власть России. 1710 Указом Петра I официально введен русский гражданский...

Жизнь 00:03 / 29 Февраля 2024 2637
Календарь: 29 февраля

В этот день в 45-м году до нашей эры впервые появилось 29 февраля

Труд
Статуя Цезаря в саду Версальского дворца (1696, скульптор Никола Кусту). Фото из открытых источников

45 до н. э. Впервые в календаре благодаря календарной реформе Гая Юлия Цезаря появилось 29 февраля. Идею нового календаря подсказал в Египте александрийский астроном Созиген. 1288 В Шотландии вступил в силу...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?