ЗДЕСЬ ВАМ НЕ ПИЗА

Каждый, кто хотя бы раз слышал про Невьянскую башню, твердо уверен в том, что, во-первых, именно в ней Демидов чеканил фальшивые так называемые "демидовские рубли", а во-вторых, в ее подвалах он же утопил рабочих-фальшивомонетчиков. Историки опровергают оба эти факта, но экскурсоводы продолжают морочить головы туристам, очерняя первого российского олигарха в глазах потомков.

Патриотов Невьянска (Свердловская область) сильно обижает сравнение их башни с колокольней Пизы. "Пизанская башня падающая, - говорят они. - А наша наклонная". Башня в Невьянске действительно особенная: четырехградусный наклон основания к верху сходит на нет, и верхушка башни с флюгером торчит строго вертикально. Наклонные полы внутри доставляют неудобства туристам со слабым вестибулярным аппаратом: после экскурсии их пошатывает.
Покосилось это строение вовсе не от "груза грехов" Акинфия Демидова, старшего и самого успешного сына основателя демидовской династии, а от слабого грунта. Укрепив фундамент, рабочие выровняли ее наклон стесанными, конической формы кирпичами - так и получилась уникальная кривизна. Построена башня в 1722 году.
Город Невьянск родился из казенного завода, который достался Демидовым в результате "приватизации задаром": Петр I просто подарил им госпредприятие. Налаживать металлургическое производство на Урал отправился Акинфий Демидов. И наладил: выстроил вдобавок к Невьянскому еще 21 завод. Эти предприятия из уникальной местной руды, магнитного железняка выплавляли более половины российского чугуна превосходного качества, с содержанием железа 99,5016 процента, что и для современной металлургии выдающийся результат. К примеру, произведенные "ведомством Акинфия Демидова" чугунные полы, косяки и каркас Невьянской башни за 300 лет ничуть не заржавели.
Теорий насчет того, зачем Демидову понадобилось сооружение высотой с 16-этажный дом, высказывалось много: в качестве сторожевой вышки, пожарной колокольни и даже ради имиджа, мол, гордыня подвигла миллионера. Верный ответ более прозаичен и закреплен документально: промышленнику нужна была часовая башня. Потому и красуются на ней часы с колокольной музыкой работы англичанина Ричарда Фелпса, который делал также куранты для собора Святого Павла в Лондоне. О важности измерения времени свидетельствует и цена: строительство башни обошлось Демидову в 4207 руб. 60 коп., а "часовая махина" - в пять тысяч рублей золотом. Колокола подгоняли рабочих на смену, часовые стрелки отмеряли течение непрерывных технологических процессов, отсчитывали наступление нового времени - появления промышленного производства в России.
Уже в те времена завистники, не в силах поверить трудовому происхождению демидовских миллионов, ославили Акинфия - назвали фальшивомонетчиком. И напрасно самые именитые российские нумизматы уверяют, что ни разу им не попадалось ничего похожего на "демидовские рубли", дурная слава пережила века. Как и легенда о будто бы затопленных по приказу Демидова в подвалах Невьянской башни рабочих, запечатленная в фильме "Петр I". Тщательное изучение башенных недр не выявило никаких подземных пустот.
- Глупости все это, не топил он никаких рабочих, - говорит уральский историк Виктор Байдин. - Акинфий был в общем неплохим человеком, крепким промышленником, жестким - иначе в те времена и нельзя было, но в пределах разумного. Его брат - тот действительно садистом был, чего только не вытворял на своих заводах в Алексинском уезде на Оке вместе с сынком, тоже выдающимся грубияном. Похоже, их грехи Акинфию и приписали... Да и фальшивомонетничеством он стопроцентно не грешил - это просто технологически невозможно. Серебром, да, баловался, вел секретную добычу - есть у меня такие подозрения. Будем проверять этим летом.
"Если все срастется", как говорит профессор Байдин, он намерен отправиться в экспедицию - на лодках, с металлоискателями и прочей техникой - на раскопки демидовского подпольного заводика, где плавили тайно добытую серебряную руду.
Для историка развалины секретного завода в глухой тайге равнозначны Невьянской башне. Оба объекта - памятники великому промышленнику Акинфию Демидову. Руины его потайного производства еще ждут исследователей. А история башни изучена хорошо, и единственного, чего в ней нет, - имени собственного, какое испокон веков присваивается выдающимся вертикальным строениям (вроде Биг Бена или Ивана Великого). А ведь есть все основания присвоить Невьянской башне гордое название "Башня олигарха".