"ИЗВОЛИСЯ ДУХУ СВЯТОМУ И НАМ..."

- Ваше Высокопреосвященство, вы были одним из активных участников проходившего в августе

- Ваше Высокопреосвященство, вы были одним из активных участников проходившего в августе Юбилейного Архиерейского Собора Русской православной церкви, представив на его утверждение доклад о внешней церковной деятельности за межсоборный период, Основы социальной концепции Церкви, а также изменения и дополнения в Устав Церкви. Какими вам видятся главные итоги Юбилейного Архиерейского Собора?
- Наблюдатели, придерживающиеся порой противоположных точек зрения по вопросу о путях развития Церкви в современном мире, демонстрируют поразительное единодушие в своей оценке значения Юбилейного Собора 2000 года как события выдающегося, поистине эпохального, сравнимого по своему влиянию на грядущие судьбы Русского православия разве что с Поместным Собором нашей Церкви 1917-1918 годов...
Подобные вещи не совершаются сами собой. Мы сознательно и целеустремленно добивались именно такого результата, посвятив подготовке Юбилейного Собора (продолжавшегося три с половиной дня) более трех лет напряженной, хотя и не видимой миру работы. Юбилейный Архиерейский Собор, проходивший в год 2000-летия Рождества Христова, на исходе столетия, не имел права всецело посвятить себя исключительно текущим вопросам церковной жизни, нужно было определить отношение Церкви к фундаментальным проблемам, которые ставит жизнь перед христианином. Причем именно к таким, о которых ранее не было вынесено общецерковного суждения. И потому нашей задачей было на основании всестороннего системного анализа положения в Церкви, в стране и мире, а также возможных путей развития человеческой цивилизации и культуры в грядущем тысячелетии предложить такие ответы Церкви на вызовы нынешней эпохи, которые не только отвечали бы потребностям нашего времени, но сохраняли бы актуальность и в наступающем тысячелетии.
Помимо важных вопросов внутрицерковной жизни и внешней деятельности, представленных в пространном докладе Святейшего Патриарха и в докладах руководителей Синодальных учреждений, на рассмотрение и утверждение отцов Собора было представлено четыре крупных блока вопросов: прославление в лике святых новомучеников и исповедников Российских XX века; Основы социальной концепции Русской православной церкви; Основные принципы отношения нашей Церкви к инославию; внесение дополнений и изменений в Устав Церкви. Историческое значение соборных деяний определялось принятием как концептуальных документов, так и связанных с ними Определений по различным сторонам церковной жизни. Что же касается концептуальных документов, то, опираясь на Священное Писание и Священное Предание, они призваны стать той мировоззренческой базой, на основании которой в дальнейшем будет формулироваться позиция Церкви по конкретным вопросам, в том числе и таким, о существовании которых мы сегодня, быть может, даже не подозреваем, но которые актуализируются позже.
- Владыко, как вы оцениваете в целом нынешнее положение в Русской православной церкви?
- Юбилейный Архиерейский Собор зримо продемонстрировал здоровье церковного организма, его способность, сохраняя всецелую преданность принципам Православия, своевременно и динамично откликаться на серьезные изменения, происходящие в жизни современного человека и общества. Собор явил единство епископата. Ведь не секрет, что в обществе есть силы, из различных частных и групповых соображений делающие ставку на разрушение этого единства. Юбилейный Собор ни в малейшей степени не оправдал подобных ожиданий.
Разумеется, высказывавшиеся на Соборе позиции не всегда и не во всем совпадали до точки, но ведь это нормально в условиях свободы дискуссии. "Ибо, - говорил апостол Павел, - надлежит быть и разномыслию между вами, дабы открылись между вами искусные" (1 Кор., 11.19). Решения же на Соборах Церкви, напомню, принимаются общим согласием, по древней соборной формуле "Изволися Духу Святому и нам...". Труды и деяния собравшихся в Москве архипастырей были благословлены духом неложного единомыслия. В этом - великий залог надежды народа Божия, ибо служение Церкви возможно лишь при условии церковного единства.
Именно поэтому столь большую озабоченность участников Собора вызвало развитие ситуации в Украине, где Православие в результате действий как внутренних раскольников, так и внешних деструктивных сил переживает тяжелые времена. Решения, принятые Собором по этому вопросу, открывают перспективу урегулирования кризиса и преодоления нынешних трудностей православными в Украине.
- Ваше Высокопреосвященство, как вы прокомментировали бы пункт Основ социальной концепции Церкви, согласно которому возможно гражданское неповиновение верующих власти?
- Хотел бы разочаровать всех, кто усматривает в этом тексте намек на политизацию Церкви или возможность оказывать соответствующее политическое давление на общество, прикрываясь данной церковной позицией. Основы социальной концепции Церкви не оставляют никаких шансов тем, кто желает посеять семена гражданской смуты, используя церковный авторитет.
В одобренном Собором документе речь идет не столько о личном выборе человека, сколько о позиции всей Церкви Божией по конкретной общественной ситуации. И потому в Основах социальной концепции Церкви прописана специальная процедура, предусматривающая определенный порядок шагов: "В случае невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти со стороны церковной Полноты церковное Священноначалие по должном рассмотрении вопроса может предпринять следующие действия: вступить в прямой диалог с властью по возникшей проблеме; призвать народ применить механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решений власти; обратиться в международные инстанции и к мировому общественному мнению; обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению".
Более того, в этом же документе ясно говорится о том, в каких случаях может иметь место данная процедура. Никакие политические причины не могут подвигнуть Церковь на эти крайние меры. Они могут быть предприняты только в том случае, если силой государства и власти верующие будут принуждаться к отступлению от Христа и Его Церкви, если власть будет силой заставлять людей совершать грех.
В сущности, здесь зафиксирована ситуация, через которую христиане проходили в эпоху гонений, когда от них требовали отречения от Господа под страхом смерти. Хорошо известно, что как в первые века существования христианства, так и в истекающем XX веке очень многие верующие люди отказывались выполнить этот приказ властей, то есть отказывали богоборческой власти в повиновении, избирая путь мученичества и исповедничества. Но даже в годы суровых гонений Церковь молилась за носителей власти. а христиане оставались добрыми гражданами и исполняли законы настолько, насколько эти законы не требовали от них отказа от их веры.
Так видит Церковь свою роль в гипотетической ситуации острого кризиса церковно-государственных отношений. Что же касается характера этих взаимоотношений в условиях здорового развития, то тут Церковь остается верной принципам, сформулированным Законоположником Христом: "Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" (МФ. 22.21).
- Как, на ваш взгляд, решения Юбилейного Собора Церкви способны отразиться на жизни не только верующих, но и всего общества?
- Ныне Отечество наше переживает трудные времена. В истекшие месяцы Господь посетил нас многими испытаниями, зримо указующими край пропасти, к которому шла страна в последние годы. И власть, и народ единодушны в понимании, что отступать нам далее некуда, если мы хотим сохраниться как держава и как нация. Народ Божий верит и надеется, что по молитвам новопрославленных святых мучеников за веру вместе с этим осознанием грозящей России беды начнется совместный деятельный труд во имя возрождения страны. Канонизация Собором сонма новомучеников и исповедников Российских, священномучеников и благочестивых мирян, мужчин и женщин всякого звания, как известных поименно, так и неизвестных, но ведомых Богу, станет большой духовной поддержкой для всех нас.
Соборный акт прославления в лике святых угодников Божиих, кровью запечатлевших свою веру, важен еще и потому, что являет обществу торжество справедливости Божией. Ибо те, кого гласно шельмовали и тайно убивали, чей подвиг выжигали из памяти современников, чье бренное тело убили, но бессмертную душу убить не смогли, - отныне и вовеки прославлены Церковью земной и Церковью Небесной. Их верность Христу даже до смерти - великое духовное сокровище России.
На предыдущем Архиерейском Соборе 1997 года звучали опасения, что поспешность в рассмотрении проблемы канонизации царственных мучеников потенциально способна противопоставить одну часть общества другой. К счастью, ныне этого не произошло, ибо время подтвердило дальновидную осмотрительность участников Собора 1997 года. После трехлетнего кропотливого изучения всех материалов, относящихся к этому вопросу, на Юбилейном Архиерейском Соборе в сонме новомучеников и исповедников Российских были прославлены в лике страстотерпцев Император Николай II, Императрица Александра, Царевич Алексий, Великие Княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия. Таким образом, в обществе был положен конец попыткам привнести политические страсти и идеологические мотивы в проблему оценки личности и деяний последнего русского царя. Церковь свидетельствует, что свой последний час государь и члены его семьи встретили с истинно христианской кротостью, всецело препоручив свою судьбу воле Божией и запечатлев мученической кончиной верность заповедям Христовым.
Основные принципы отношения Русской православной церкви к инославию, одобренные Юбилейным Собором, не только ясно и исчерпывающе сформулировали православный взгляд на диалог с христианами иных деноминаций и с другими религиями и принципы такого диалога, но и, надеюсь, положат конец недобросовестным спекуляциям на эту тему противников внутрицерковного единства.
Основы социальной концепции Русской православной церкви, будучи фундаментальным мировоззренческим документом, призваны вооружить каждого верующего и всю Полноту Церкви точными и исчерпывающими критериями в оценке разнообразных и подчас противоречивых явлений современной жизни - как в сфере политики, экономики, личной, семейной и общественной нравственности, церковно-государственных и церковно-общественных отношений, так и в таких специфических областях, как биоэтика, экология, медицина, средства массовой информации, проблемы глобализации. Принятый Собором документ отражает официальную позицию Церкви по затронутым проблемам, является основой для выработки решений по более частным вопросам и рекомендован клирикам и мирянам в качестве руководства. Отмечу, что доселе подобного документа не имела в своем распоряжении ни одна из Поместных православных церквей.
Нынче, после первого десятилетия духовного возрождения, начавшегося в 1988 году празднованием 1000-летия Русского православия, перед Церковью стоит новая задача, на осуществление которой потребуются многие годы. Она состоит в том, чтобы христианская мотивация стала определяющей не только в личной и семейной, но и общественной жизни православных. Когда люди говорят о необходимости нравственности в политике, они имеют в виду то же самое: соединить веру во Христа, верность Его заповедям и учение Его Церкви с повседневной жизнью людей. В сущности, достижению именно этой прекрасной цели призваны были содействовать труды и деяния Юбилейного Архиерейского Собора нашей Церкви.
И, наконец, внесение дополнений и изменений в Устав Церкви должно было адекватно отразить изменившийся с 1988 года социально-экономический уклад общества, трансформировавшуюся правовую базу и т.п. Кроме того, принятием ряда поправок предусматривались внесение упорядочения во внутрицерковную жизнь, оптимизация управления делами Церкви. Новый Устав должен стать церковно-правовым документом, регулирующим жизнь тысяч православных приходов.
Эти и иные Соборные решения через практику живой приходской жизни будут определять все многообразие отношений Церкви с государством, обществом, иными вероисповеданиями. Ибо Церковь не имеет на земле иного призвания и иной цели, кроме совершения перемен к лучшему в глубинах человеческого сердца. Принятые Собором решения ориентированы как раз на повышение эффективности церковного служения, которое направлено ко спасению людей. Но ведь без внутреннего преображения отдельного человека, который отверг грех, чтобы стать лучше, чище, светлее, невозможно и духовное обновление всего общества. А без духовного преображения человека и общества, по моему глубокому убеждению, не будут возможны никакие свершения в сфере материальной.
- Что стоит за поставленной Собором перед государством проблемой реституции церковной собственности?
- Юбилейным Архиерейским Собором было направлено специальное обращение к президенту России В. Путину, ставящее вопрос о возвращении Церкви части отчужденной у нее собственности. Речь идет не обо всей собственности, которой Церковь владела до революции, но лишь о той ее части, на основании которой Церковь могла бы нестесненно осуществлять свое служение в нынешних экономических условиях. Ибо многочисленные заказные статьи и даже "научные" исследования, посвященные описанию якобы несметных церковных сокровищ, при ближайшем рассмотрении не выдерживают никакой критики и являются злонамеренным мифотворчеством недругов Церкви.
Юбилейный Архиерейский Собор был вынужден свидетельствовать через Предстоятеля Церкви о почти катастрофическом материальном положении в церковной ограде. Святейший Патриарх даже предупредил, что если средства не будут найдены, то это может привести к свертыванию системы духовного образования. Причина проста: Церковь не имеет стабильного и достаточного дохода для полноценного служения. Того, что собирают приходы, хватает лишь на текущий ремонт храмов, содержание хора и духовенства, приходских школ, на помощь наиболее нуждающимся прихожанам. А ведь общество ждет от Церкви осуществления серьезных социальных программ, развития собственной сети средств массовой информации, создания православных образовательных центров.
Во многих странах Центральной и Восточной Европы церковная собственность в полном объеме возвращена верующим. За рубежом либо граждане платят церковный налог, либо Церковь получает средства за счет принадлежащей ей недвижимости. Таким образом, общество, рассчитывая на активность Церкви в деле социального служения, должно проявить понимание ситуации, в которой в силу исторических причин и не по собственной вине оказалась Русская церковь.
Обращаясь к президенту В. Путину, участники Собора, исходя из реалий жизни и заботясь о благе всего народа, призвали государство к началу диалога о частичном возвращении церковной собственности и компенсации утраченного православными. Это было сделано открыто и гласно, дабы общество знало правду об этой проблеме из первых рук. И самое главное: Церковь отдает себе отчет в трудном экономическом положении страны и не желает, чтобы возвращение ее собственности было сопряжено с лишениями для наших людей. Этот вопрос был официально поставлен именно потому, что существует возможность его решения без ущерба для общества, особенно без какого-либо, даже малейшего ущерба для людей малоимущих и обездоленных. Напротив, частичное возвращение церковного достояния должно послужить в первую очередь бедным и нуждающимся, ибо ради них, а значит, и во имя социальной справедливости создавалось нашими благочестивыми предками это достояние.
- Высокопреосвященнейший Владыко, что вы хотели бы пожелать читателям "Труда"?
- Мы живем в нелегкое время. Люди подавлены, дезориентированы, напуганы. Но Россия знала времена и потяжелее. Мы снова выйдем на столбовую дорогу и устремимся вперед, если сохраним себя как нация, как народ Божий, если не будет утрачена наша национально-религиозная идентичность, если не распадется наша культурно-историческая общность.
Еще нам необходимо сохранить духовное здоровье, целостность национального самосознания.
Убежден, что религиозное возрождение будет содействовать духовному восстановлению России, а значит, и материальному процветанию страны. А это, в свою очередь, непременно окажет свое благотворное влияние на весь ход развития цивилизации в XXI веке.
Всего этого я желаю вам.