05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-4...-6°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ИЗВОЗЧИК С ШАШЕЧКАМИ

Кострецова Нина
Опубликовано 01:01 03 Октября 2001г.
Чтобы побывать в одном из самых малоизвестных музеев Москвы, пришлось заручиться разрешением администрации 19-го таксопарка, а потом подождать, пока мой экскурсовод, начальник технического отдела Владимир Кочмин, гремя связкой ключей, отопрет массивную дверь. За нею - музей такси. Он создан более 20 лет назад усилиями столичных транспортников. Здесь собраны почти все образцы российских таксомоторов.

История столичного такси началась в 1907 году, когда газета "Голос Москвы" сообщила: "В Москве появился первый извозчик на автомобиле". Какой-то шофер повесил на свой олдсмобиль плакат: "Извозчик. Такса по соглашению". А через 17 лет Моссовет принял решение о покупке 200 автомобилей-такси у французских и итальянских производителей.
В дальнем углу музея освещенный светом неоновых ламп стоит "ГАЗ-А" - самый старый экспонат. Машина больше похожа на старинный кабриолет - колеса со спицами, откидной верх. Именно с этой модели в 1932 году началось массовое производство отечественных легковых автомобилей. И все же "первые ласточки" горьковского завода погоды не сделали. Только с появлением "ГАЗ-М1", прозванных "эмками", такси становится по-настоящему народным видом транспорта.
Отличительной окраски у машин не было. В некоторых городах "эмки" красили в два цвета или наносили узкую красную полоску. В музее хранится привычный черный автомобиль 1936 года выпуска. Рядом на подиуме - "ЗИС-101" и "ЗИС-110". Они почти в два раза крупнее своей предшественницы. Но без шашечек и счетчиков. Если в "эмке" могло ехать не более четырех человек, то в этих машинах умещались уже семеро.
После войны основным автомобилем-такси становится "ГАЗ-М20" "Победа". Ее было нетрудно отличить по шахматным полоскам на боку и зеленому огоньку, сменившему транспарант "такси свободно".
Пожалуй, самый интересный экспонат музея - автомобиль ВНИИТЭ (Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики). Владимир Кочмин поясняет, что таких микроавтобусов создано всего четыре, и ни один из них так и не вышел в рейс. Водитель этой машины был отгорожен от пассажиров неподвижным стеклом, а деньги за проезд передавались через выдвижной лоток.
Еще несколько лет назад все эти машины были на ходу. На первых праздниках, посвященных Дню города, в Кузьминском парке они непременно участвовали в параде раритетных автомобилей. Но вот уже который год машины не ремонтируются. "Мы еле сводим концы с концами, на ремонт старых автомобилей денег не остается", - оправдывается технический директор 19-го таксопарка Александр Бугаев.
Увидеть сегодня автомобильные раритеты не так-то просто: свободный доступ к ним закрыт. При таксопарке нет экскурсовода. Даже таксисты историю своего музея знают плохо. Говорят, что когда-то было несколько тетрадей с "жизнеописанием" каждого автомобиля, да где теперь эти тетради? Более того, из коллекции бесследно исчезло несколько авто. А новых поступлений нет и, похоже, не предвидится.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников