Первым номером в культурной программе практически всех зарубежных VIP-гостей значится, как правило, Государственный Эрмитаж. Один из крупнейших музеев мира, он расположен в самом сердце Петербурга: на Дворцовой набережной между красавцами Дворцовым и Троицким мостами. Встречает там гостей директор Михаил Пиотровский. Сам и водит их по залам. "Передоверить проведение такой экскурсии своим коллегам по музею не считаю возможным по той причине, что это было бы просто негостеприимно с моей стороны", - говорит Михаил Борисович.
- В Эрмитаже около 400 выставочных залов. Даже при желании их вряд ли обойдешь за те час -полтора, что отводятся чаще всего на такого рода мероприятия. Кто решает, куда именно вести заморскую делегацию? - спросила я у него.
- Государственные визиты планируются загодя, расписаны обычно по минутам. Занимаются этим специальные службы как приезжающей, так и принимающей стороны. Мы в Эрмитаже получаем рекомендации с учетом пожеланий высокого гостя и, конечно, выполняем их. Но и свой вариант маршрута, случается, предлагаем. Я ведь лично знаком со многими "сильными мира сего", знаю о тех или иных их пристрастиях в живописи, архитектуре.
Для премьер-министра Великобритании М. Б. Пиотровский, вопреки всем рекомендациям, основывавшимся на традиционной программе (парадные залы, Рембрандт, Леонардо да Винчи, "часы с павлином"), разработал "чисто британский" маршрут. Тони Блэр, говорят, был в восторге. А президент Ирана сам пошел "другим путем", проявив неожиданный интерес ко всему, что связано в Зимнем дворце с именем нашего императора Александра II. Австрийского канцлера директор Эрмитажа, опять-таки несколько изменив традициям, подвел к полотну "Триумф Екатерины", которое мало известно за рубежом, гостям его практически не показывают. В центре того полотна - наша великая императрица на фоне процветающей России; внизу - два сцепившихся друг с другом орла, австрийский и прусский. Смысл живописного иносказания: когда эти два европейских государства дерутся, наше процветает. Так ведь и было в ХVIII веке при Екатерине II - войны Старого Света, выдвижение на первый план обретшей силу и мощь России... Канцлер оценил юмор Пиотровского, пообещав, когда Михаил Борисович приедет в Вену, "тоже кой-чем удивить".
Нагулявшись по Эрмитажу, короли и президенты, принцы и премьеры, "звезды" музыки и кино отправляются "на природу", в загородные дворцы Северной Пальмиры. Кто-то выбирает Пушкин (Царское Село) с его Екатерининским дворцом, кто-то Павловск, кто-то -фонтаны Петродворца.
- Общение с VIP-гостями давно стало составной частью нашей работы, - рассказывает Вадим Знаменов, директор государственного музея-заповедника "Петергоф". - Часто оно не ограничивается одной лишь экскурсией и не прерывается с ее окончанием. Скажем, королева Голландии Беатрикс впервые побывала у нас еще будучи наследницей престола. Недавно, уже в ранге главы своего государства, вновь посетила невские берега. На Петродворец времени в этот раз не хватило. В связи с чем Ее Величество передала нам свои извинения: мол, помню, люблю, в следующий раз обязательно буду! Схожая история была и с королевой Великобритании. Ее визит в Россию пришелся на вторую половину октября, в наших парках уже лежал снег, фонтаны, естественно, не работали. Я встретился с Елизаветой II во время приема на ее яхте, пришвартованной у городской набережной близ моста Лейтенанта Шмидта. Договорились, что в следующий, неофициальный визит в нашу страну она обязательно заглянет в Петродворец, о котором, как сказала, много читала и слышала. Когда через несколько дней королева покидала Петербург, мы у себя в Петергофе, мимо которого шла яхта, прямо на берегу Финского залива устроили фейерверк, своего рода прощальный салют королеве. Идея эта родилась в последний момент. Через пару месяцев я получил из Букингемского дворца благодарственное письмо: "Спасибо за салют!" Оказалось, королева не только наблюдала за фейерверком, сидя у окна в своей каюте, но и попросила капитана ответить нам сигнальными огнями...
- К фонтанам, в частности, "шутихам" своих высокопоставленных экскурсантов водите?
- Водим обычно к Большому каскаду. С "шутихами" (небольшими, хитро замаскированными фонтанами - ступишь невзначай на камешек - и обольет) шутить не рискуем. Все-таки гости важные, одеты "по протоколу", после короткого пребывания у нас нередко вновь садятся за стол переговоров...
Чем хорошо такое неформальное общение - позволяет нередко увидеть известного человека "без маски". Внешне подчеркнуто сдержанная, "холодная" французская кинодива Катрин Денев в Павловском дворце-музее выглядела весьма оживленной. Первое, о чем попросила здесь: кто желает со мной сфотографироваться (а желающих было - все сотрудники музея плюс многочисленные туристы) - пожалуйста, с удовольствием это сделаю, но только после экскурсии! Взяла под руку директора Николая Третьякова, и они, ровно два голубка, воркуя по-французски, отправились по залам этого уникального для Европы архитектурного сооружения - аналогичные ему в самой Франции были уничтожены революцией конца ХVIII века. Как сказал корреспонденту "Труда" Николай Сергеевич Третьяков, Денев проявила незаурядные знания истории своей страны, в целом Старого Света и хороший вкус при оценке произведений искусства. На меня она произвела впечатление очень хорошее: красивая, обаятельная, умная женщина.
Отнюдь не "мрачный и ко всему равнодушный", как о нем иногда пишут, и Хавьер Солана. Павловский дворец-музей был третьим за день в его программе визита в Петербург. Повели Солану с женой и детьми по залам, стали показывать: там собрание фарфора, здесь - гобелены. Ноль эмоций и тоска в глазах бывшего генсека НАТО... Положение спас Третьяков. "Отодвинул" в сторону штатного экскурсовода, подвел гостя к портрету Павла I "в семейном интерьере". "У нашего императора было 10 детей", - начал рассказ. За несколько минут Солана преобразился. В глазах его запрыгали "чертики", он с напускной строгостью глянул на свою жену: "А у нас почему только четверо?" После чего попросил показать ему личные покои Павла, подробней рассказать об императорской семье...
Любопытная ситуация, вспоминает Николай Сергеевич, возникла во время визита к ним президента Франции. Его охрана не требует, чтобы в музей на время пребывания там их шефа, посетителей не пускали. Как раз в тот день в Павловск приехала большая группа французских туристов. В одном из залов дворца они "пересеклись": Жак Ширак и его соотечественники. "Как вы похожи на нашего президента!" - воскликнул средних лет мужчина. "А я и есть ваш президент!" - улыбнулся в ответ Ширак. Следующие полчаса туристы по одиночке и все вместе фотографировались со своим общительным руководителем...
Рассказывая о VIP-гостях, а сама не устаю восхищаться теми, кто их принимает. Михаил Пиотровский, Вадим Знаменов, Николай Третьяков и их коллеги из других дворцов и музеев часто сами ведут экскурсию, свободно владея как минимум двумя иностранными языками. Рассказывая о живописи, скульптуре, архитектуре, никогда не забывают с гордостью поведать и о том, как россиянам, несмотря на революции и войны, перестройки, кризисы и дефолты, удалось сохранить все это в первозданной почти красе.