НЕОБРАЗЦОВЫЕ ОБРАЗЦЫ

Рынок предлагает нам широкий выбор товаров разнообразного качества. Это, как говорится, одна сторона рыночной медали. Но надо видеть и вторую ее сторону. На каждом шагу потребителю в немалых количествах подсовываются всякого рода подделки и эрзацы - от сигарет и водки до модной одежды, лекарств и бытовой техники. Не случайно в последние годы наш язык обогатился целым рядом хлестких словечек, обозначающих одно: некачественный товар, закамуфлированный под полноценный. Кто не знает сегодня, что такое "самопал", "фальшак" и т.п.

Наше издание периодически публикует материалы под рубрикой "Экспертиза", которые призваны сориентировать покупателя в его нелегком выборе. Сегодня речь пойдет о моторных маслах.
До середины восьмидесятых годов достать в нашей стране хорошее масло для машины было проблемой. Но с течением времени ситуация изменилась. Сначала в столице, а затем и в других регионах стали появляться в продаже импортные масла. Первое знакомство с ними вызывало массу вопросов: а подойдет ли оно для нашего климата, как будет вести себя зимой, как быть, если не окажется масла "на доливку"? И все же, раз попробовав залить в двигатель хорошее масло, мало кто из автомобилистов хотел от него отказываться. Однако "в начале перестройки" за цену литра импортного масла можно было купить 5-7 литров отечественного. "Меняй почаще, - советовали бывалые, - и все будет в порядке". Но прошло совсем немного времени, и на полках магазинов рядом с Castrol и Shell появились отличные отечественные масла, и первым из них - Спектрол (Spectrol). Под этой маркой и сейчас выпускается вся гамма моторных масел - минеральные, полусинтетические и синтетические, предназначенные для дизельных и бензиновых, четырех- и двухтактных моторов. Отличие отечественных масел от импортных, пожалуй, одно: приемлемая цена.
К сожалению, на нашем, пока еще не слишком цивилизованном рынке продается очень много разного рода подделок. Не исключение и моторные масла. Для экспертизы в придорожных лотках было закуплено 22 образца моторных масел. При этом намеренно отбирались образцы, на этикетках которых не было ни названия производителя, ни срока годности масла. Экспертиза, проведенная в лаборатории одного из московских нефтеперерабатывающих предприятий, показала, что ни один (!) образец не соответствовал требованиям, предъявляемым к моторным маслам.
Вторая партия масел была закуплена в стационарных магазинах. Экспертиза проводилась в реологической лаборатории НПО "Биоком". В этой партии положение оказалось более благополучным. Полностью кондиционными оказались образцы масел Нордикс (10W40), масло М5/12Г1 (Новоуфимского НПЗ), четыре образца масла Спектрол (Турбо Универсал 10W40, Супер Универсал 10W30 и синтетические Спектрол Polarm и Galax участвовали в испытаниях вне конкурса - в качестве образцов). Интересно, что в одном из магазинов было куплено масло М6з/12Г1, на этикетке которого красовалось название "Нижнеишимский нефтеперерабатывающий завод". Ни по вязкости, ни по наличию присадок масло не попадало ни в какие стандарты. При проверке оказалось, что и завода такого в России не существует.
Выбирая масло для своего автомобиля, загляните в заводское руководство по эксплуатации. Там обычно бывает приведен перечень рекомендованных производителем марок. И если раньше в руководствах к отечественным машинам указывали только условное обозначение масла (например М6з/10Г1), то теперь зачастую применяют обозначение масла по международному стандарту (к примеру, 10W40) и наименование фирмы производителя.
Покупая масло, обязательно обратите внимание на качество упаковки. Старинная пословица "встречают по одежке..." здесь как нельзя к месту. Серьезные производители (в том числе и отечественные, такие, как ЛУКОЙЛ, Нордикс, Спектрол, ТНК) относятся к качеству упаковки весьма строго. Практически все фирмы используют специальные защитные приемы при изготовлении упаковки, симитировать которые достаточно трудно. Это в некоторой степени служит защитой продукта и гарантией его качества.