ПРОСТИШЬ ИХ, АЛЛА?

- Напечатайте в газете, что я прошу у Аллы прощения, - говорит худенькая черноглазая Аминат Каюмова. - Хочу, чтобы она об этом знала.В доме этой чеченской женщины в Шали бандиты держали заложницу, дочь известного саратовского предпринимателя Григория Гейфмана.

Семь месяцев 13-летняя девочка Алла провела заложницей в Чечне. Чтобы заставить ее родителей заплатить выкуп, изуверы отсекли девочке фаланги двух пальцев на руке. После освобождения Аллы сотрудниками РУБОПа отец попытался отвезти дочь на лечение в Америку, однако власти США отказали им во въезде без всякого объяснения причин. По-видимому, тогда те, от кого зависело это решение, опасались, что приезд в США маленькой жертвы террористов поубавит симпатии американцев к чеченским "борцам за независимость".
После освобождения Аллы в декабре 1999 года прошло больше двух с половиной лет. И вот на днях Волжский районный суд Саратова вынес приговор четверым жителям Чечни, которые удерживали девочку в заложниках, - Саламбеку Джаватханову, Ахмеду Хизриеву, Ахмаду Дакаеву и Ильясу Абуеву. Последний, когда его задержали в 2001 году, был лейтенантом, командиром роты военной комендатуры в Шали. Его даже успели представить к российской правительственной награде.
Как считает следствие, похищение Аллы Гейфман организовал чеченец Абдулбек Ахматханов, обладавший солидными связями в правительстве Масхадова. Его родной брат Зайнды Ахматханов одно время отвечал за вооружение масхадовской армии, руководил мастерскими, где производили оружие для сепаратистов. Он тоже, по мнению следствия, участвовал в вымогательстве.
Правоохранительные органы подозревали Абдулбека Ахматханова в организации других сходных преступлений, в частности в похищении турецкого коммерсанта. В качестве выкупа преступники получили за заложника 800 тысяч долларов.
Аллу выкрали, когда она возвращалась домой из школы. Люди в милицейской форме посадили девочку в свою машину, усыпили и вывезли в Чечню. Однако в суде этот эпизод не рассматривался - непосредственные похитители Аллы все еще, как говорят в облпрокуратуре, не установлены.
С родителями девочки вымогатели, по словам следователя Саратовской областной прокуратуры Александра Ковалева, действовали методом кнута и пряника. Первый звонок в Саратов сделал Зайнды Ахматханов. Он заявил, что Аллу похитили ваххабиты, но затем передали ее ему, человеку более гуманному. И он готов вернуть родителям дочь за соответствующую плату - 2 млн. долларов.
Затем были и другие звонки с посулами и угрозами. Во время телефонных переговоров вымогатели стреляли из автоматов, пугали девочку, чтобы она кричала от страха и эти крики слышал ее отец.
Григорий Гейфман, как сказано в приговоре суда, находясь "в безвыходном положении", заплатил вымогателям часть требуемой суммы - 200 тысяч долларов. Однако преступникам, видимо, этих денег показалось мало, и они дважды отрезали девочке фаланги пальцев и отправляли их ее родителям. Пальцы Алле под местным наркозом ампутировал зам.главврача Шалинской районной больницы Талухаджиев. Родственники подсудимых, приехавшие в Саратов на суд, уверяли, что у врача якобы не было выбора - во время первой войны в Чечне он лечил раненых российских военнослужащих и потом вынужден был выполнять приказы бандитов. Врач Талухаджиев по-прежнему в розыске.
- Двоих вымогателей - Бисултанова и самого Абдулбека Ахматханова вроде бы уже нет в живых. Это подтвердил один из общественных защитников подсудимых. Но пока официальных свидетельств об их смерти нет, - говорит следователь облпрокуратуры Александр Ковалев.
В Чечне девочку много раз перевозили с места на место, одно время держали в подвале. Однажды ее избили женщины - сестры Ахматхановы.
Около месяца Алла провела в доме чеченца Дакаева. Раньше он работал на Ахматханова, продавал принадлежавший тому лес.
- Аллу привезли к нам поздно вечером, всю в комариных укусах,- рассказывает жена Дакаева Аминат Каюмова, - сначала она плакала и кричала, потом увидела, что в комнате спят наши дети, и успокоилась. Жила она вместе с нами, ела то же, что мои дети, играла с ними, спала рядом, по ночам я водила ее купаться на речку, учила прятаться от бомбежек под окнами дома...
Аминат говорит, что привязалась к Алле и переживала за нее, хотела даже ехать в Хасавюрт, чтобы связаться с родителями девочки, но побоялась расправы бандитов над ее собственными детьми.
- Я просила прощения у Аллы, когда она жила у нас, сейчас снова прошу у нее прощения, - говорит женщина. - В Чечне волчьи законы: стая против стаи, сильный давит слабого. Только в Шали из чеченских же семей было похищено трое детей, и с родителей требовали выкуп. И я по-прежнему боюсь за моих детей.
- Действительно, в семье Дакаева девочку не обижали, но выходить из его дома она могла только с сопровождающим, к тому же Дакаев получил от Ахматханова 4 тысячи долларов. Поэтому мы сочли его соучастником преступления, - говорит следователь Ковалев.
Аллу удалось спасти благодаря тому, что в Чечне началась операция федеральных войск. Помог освобождению девочки и посредник-чеченец. Сейчас этот человек находится в следственном изоляторе одной из соседних с Саратовской областей. Его обвиняют в убийстве. У чеченца богатое криминальное прошлое, но по крайней мере одно доброе дело в своей жизни он сделал - вернул девочку родителям. Именно его люди забрали Аллу у людей Ахматханова и передали девочку сотрудникам Приволжского РУБОПа.
В суд повзрослевшая Алла приходила в сопровождении своего отца. По требованию Григория Гейфмана судебные заседания были закрытыми. Родители тщательно оберегают свою дочь от посторонних. На все расспросы односложно отвечают, что у них все нормально.
В минувшую пятницу судья Сергей Васейко огласил приговор. Вымогатели получили наказание от 13 до 16 лет лишения свободы, меньше всех Дакаев - 7 лет. Отбывать наказание они будут в колониях строгого режима. Судья также полностью удовлетворил иск Григория Гейфмана к подсудимым о возмещении материального и морального вреда на сумму свыше 10 миллионов рублей. Однако шансы получить эти деньги у него не велики.