Газ остается на сегодня самым дешевым видом топлива, поставщики "голубого топлива" торгуют им на внутреннем рынке со всевозрастающими убытками. Такая дешевизна - палка о двух концах. С одной стороны - в трудные времена такой подход помог выстоять и начать развиваться ряду предприятий и отраслей промышленности, с другой - экономика России остается заложницей по сути социалистического, нерыночного подхода, из-за чего неизбежно скатывается к дисбалансу развития различных отраслей. Производители угля, мазута и других видов топлива практически остались не у дел - конкурировать с газовым "демпингом" оказалось сложно. Уменьшается количество рабочих мест, обречены на стагнацию многие предприятия энергетической отрасли.
В свою очередь, низкие цены не позволяют Газпрому вкладывать дополнительные средства в разработку месторождений, реконструкцию и прокладку новых газопроводов в российских регионах. Недоплаченные промышленностью деньги - это сотни километров новых труб, газ и тепло в домах, техническая и экологическая безопасность газовых проектов. При этом правительство не собирается компенсировать финансовые потери газовиков за счет простых граждан: цены для населения и ЖКХ останутся под полным контролем государства.
По мнению правительства, в промышленности уже сложились условия для расширения реализации газа по свободным ценам. Промышленники сопротивляются, но признают, что возможность платить за газ по рыночным ценам существует. Тем более что реформа в первую очередь затронет экспортно ориентированные предприятия.
Кроме того, повышение цены на газ вынудит наконец горе-руководителей развивать у себя на предприятиях энергосберегающие технологии, в которых до сих пор никто не видел смысла в силу наличия практически дармового топлива.
Так что, похоже, у России есть шанс стать великой энергетической державой, которая не только умеет хорошо торговать энергоносителями, но еще и бережно к ним относиться.