ПОМНИТЕ ПЕРВУЮ УЧИТЕЛЬНИЦУ?

Первая учительница, как первая любовь, - ее помнят все. Чувства, правда, могут быть разными, уж кому как повезет. И поскольку дети - самый хрупкий и податливый материал, тут, как говорил Жванецкий, "тщательнее надо".

Виталий ПУХАЛЬСКИЙ, доктор биологических наук, заведующий лабораторией генетики растений Института общей генетики РАН:
- Я пошел в школу Петровской селекционной станции в Пензенской области. Наша семья была в эвакуации. Как звали учительницу, не помню, но в памяти осталось, что слева за партой сидел первый класс, справа - третий. Одни писали диктант, а другие решали задачки. Через год маму, которая руководила эвакуированными учеными-селекционерами, перевели на Шатиловскую станцию под Орлом, и мы уехали. Туда же с фронта вернули отца, он тоже был ученым. Школьные события вытеснила из памяти война: из Орла только что выбили немцев, кругом рвы, мины, пулеметы, во втором классе я настрелялся из всех видов оружия. Родители дрожали от страха, когда я уходил в школу.
Елена СПАССКАЯ, первый заместитель руководителя комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга:
- Я училась в 109-й школе Выборгского района, который сейчас называется Приморским. Учительницу мою звали Ольга Никифоровна. Нас в классе было 40 человек, тогда вообще много детей пошло учиться, меня записали в 1 "В". Сейчас сама педагог с 20-летним стажем, и понимаю, что она с нами прекрасно справлялась. Никаких сложностей с дисциплиной не возникало. Большинство моих одноклассников стали успешными людьми, и я считаю, что в этом большая заслуга Ольги Никифоровны, которая дала нам основы знаний.
Михаил КРАСНЯНСКИЙ, врач, Уфа:
- Я очень хотел в школу, поскольку был ребенком общительным, в пять лет вовсю читал и писал. Вот с учительницей нам не повезло. Она написала, помню, письмо в "Пионерскую правду" о том, какие мы гадкие, невозможные дети, и половине класса поставила "неуд" по поведению. А это была специализированная, как сейчас принято говорить, элитная школа. Не хочу называть имени, думаю, ей самой в жизни пришлось несладко с таким отношением к людям.
Мара КУЛИЕВА, историк:
- Память цепко держит 6-й класс, когда я пришла учиться в 26-ю школу, считавшуюся одной из сильных в Баку. Первый урок вела учительница русского языка и литературы Инна Федоровна Голованова, она же - руководитель нашего 6 "А". Спасибо ей за все: за "Евгения Онегина", которого спустя не один десяток лет помню наизусть. А еще за так называемую внешкольную программу, в которой был и Антиох Кантемир, написавший оду "На зависть и гордость дворян злонравных". Класс читал эту оду, как и другие произведения, в лицах, потому что именно такое изучение, по мнению Инны Федоровны, откладывалось в памяти. Спасибо Инне Федоровне за нашу грамотность, за любовь к русской классической литературе, которая настолько сильна, что хватило мне, нерусской по происхождению, делиться ею и с россиянами, порой недооценивающими свой "великий и могучий".
Интизар МАМУТАЕВА, уполномоченная президента по правам ребенка, Дагестан:
- Конечно, помню! Это было в 1956 году, я пошла в первый класс в своем селе Ихрек Рутульского района. Как и мои одноклассники, мы ни слова не знали по-русски. И наша первая учительница - Анна Васильевна - учила нас языку. Она была очень красивая - настоящая русская казачка, статная, ясноглазая! Оказывается, детская память такая сильная - я и сейчас помню ее лицо. Столько у нее было внимания, доброты и терпения. Помню, зимы тогда были очень снежные. Так она брала нас за руки и провожала домой - чтобы мы в снегу не замерзли.
Цецен НАДБИТОВ, студент 1-го курса Пекинского университета, Китай:
- Я на днях увидел свою первую учительницу по телевизору. Вера Бадмаевна Лиджиева, директор центра образования одаренных детей "Элистинский лицей", стала одной из 10 лучших руководителей инновационных образовательных учреждений России. Я так рад за нее! Когда-то она учила меня познавать мир, работать над собой, любить родителей, уважать стариков. Я все помню.
Светлана БОРОДУЛИНА, сотрудник министерства образования, Челябинск:
- Это Зинаида Ивановна Сметанина - добрейшей души человек! Она постоянно придумывала что-нибудь интересное: то мы проводим "День бантика", то идем в поход, то ставим спектакль. А я числилась в передовых учениках и была ее правой рукой. Правда, мне и доставалось больше, чем другим: она была очень требовательной, особенно к тем, кого больше любила. Хотя всегда говорила, что любимчиков у нее нет. Кстати, мне на днях по службе довелось общаться с не менее замечательными педагогами - участниками конкурса "Учитель года России". Проходил он у нас в Челябинске с 23 сентября по 1 октября в два тура. Из 54 учителей лучшими признаны пятеро, я познакомилась с ними и порадовалась за их учеников!
Разговаривали с читателями