СНАЧАЛА В МЕТРО ПРОКАТИЛАСЬ КУКЛА СТАЛИНА

3 октября 1931 года родился Московский метрострой. С тех пор работы под землей не прекращаются ни на минуту. Первая ветка от станции "Сокольники" до "Парка культуры" была открыта уже 15 мая 1935 года. Ветераны-метростроители накануне праздника вспоминают, с чего начиналась московская подземка.

- Впервые я пришел на шахту в феврале 1934 года, - рассказывает легенда Московского метростроя Константин Ратнер. - И мы сразу приступили к разработке тоннеля около "Красных ворот". Мне вручили отбойный молоток и даже не объяснили, как им пользоваться. Осваивал этот инструмент прямо в забое. С непривычки стирал руки до кровавых мозолей.
Ветеран вспоминает, что самым неприятным на заре строительства метро было отсутствие на шахте механического спуска-подъема. Спускались в забой по лестницам: сначала деревянным, потом железным. Вокруг было темно и сыро, и метростроители постоянно наступали друг другу на ноги, спотыкались и падали. А после смены по тем же ступенькам приходилось подниматься обратно.
- Да, в 1930-х было особенно тяжело, - соглашается Нариман Простов, ветеран и бывший начальник Московского метростроя. - Тоннели рыли киркой и лопатой, отбойный молоток давали далеко не всегда. Работали тогда в 4 смены по 6 часов каждая. Выматывались так, что одежду от пота можно было выжимать. После смены шли в душевые кабинки, установленные недалеко от шахты. Я частенько в этих душевых и засыпал - не было сил до дома дойти.
Нариман Александрович когда-то работал вместе с машинистом, который вез на первом поезде Иосифа Сталина. Перед тем как прокатить вождя, друг Простова несколько дней тренировался: возил куклу, внешне напоминающую Иосифа Виссарионовича. В итоге остановил состав так плавно и аккуратно, что Сталин лично подошел и поблагодарил.
- Случались у нас и забавные истории, - вспоминает Нариман Простов. - В 1969 году моей бригаде поручили строительство второго выхода на станции "Автозаводская". Сдать работу должны были четко к 1 мая. Подхожу к секретарю райкома партии и сообщаю: "Никак не успеваем сделать туалет около вестибюля". А без санузла работу не примут!
Из непростой ситуации метростроители вывернулись ловко. Привезли "туалет типа сортир", поставили у вестибюля. Но колодцев-то канализационных нет! Поступили так: вставили в кабинку трубу и вывели ее сквозь дыру в заборе на проезжую часть. Начальник приехал, посмотрел, спустил в туалете воду - все работает! И похвалил за хорошую работу. Потом, конечно, это "чудо техники" снесли и за пару недель поставили нормальный туалет.
Кстати, московское метро строили не только мужчины, но и женщины.
- В 1941 году из-за войны Московский завод метростроя эвакуировали под Новосибирск, - вспоминает председатель совета ветеранов метростроя Валентина Шульгина. - Мне было тогда 15 лет, и я работала на заводе токарем. Тогда мы делали не вагоны, а снаряды для фронта. А в 1944-м завод и мы, 300 девчонок, отправились в Москву. С тех пор метро - моя жизнь. Между прочим, многие из тех, кто познакомился в подземке, потом стали супругами. Так что для многих из нас метро - не только работа, но и фундамент, на котором выстроена личная жизнь. Сегодня жалею только об одном: в шахте я так и не побывала...
Многие ветераны-метростроевцы до сих пор стараются не пользоваться никакими видами городского транспорта, кроме метро. Но нынешняя подземка их не радует.
- Вижу, с каким безразличием и неуважением пассажиры относятся к нашему труду, - вздыхает Нариман Простов. - Бросают окурки, бумаги, плюют на платформе или в вагоне поезда. Так и хочется крикнуть: "Что же вы делаете, басурмане! Для вас же строили самое лучшее метро в мире!"
МОСКОВСКОЕ МЕТРО СЕГОДНЯ
Это 12 линий, более 600 километров тоннелей, 171 станция и 15 депо для подвижного состава. Около 9 миллионов человек ежедневно пользуются метрополитеном. Около 5 тысяч работников метростроя награждены государственными наградами и почетными званиями, 13 метростроевцам присвоено звание Герой Социалистического Труда