03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НЕИЗВЕСТНЫЙ КОРОЛЕВ

- Юрий Викторович, некоторые критики, уже посмотревшие фильм, ставят в вину авторам, что они

- Юрий Викторович, некоторые критики, уже посмотревшие фильм, ставят в вину авторам, что они изобразили Королева суперменом, рыцарем без страха и упрека, которым реальный Сергей Павлович никогда не был...
- К сожалению, многие плохо представляют масштаб личности главного космического конструктора СССР и спешат делать выводы, не зная об этом человеке практически ничего. Когда в 30-е годы Сергей Павлович только начинал, в космонавтику мало кто верил. Нарком обороны Клим Ворошилов по старинке считал, что конница - лучший в мире род войск. Поэтому не стремился поощрять танкостроение и авиацию, а если кто-то при нем пытался заикнуться о ракетах, он просто хохотал. Если так себя вела сталинская верхушка, чего же ждать от руководителей нижнего звена. Свои первые ракеты молодому Королеву приходилось мастерить за свои деньги. Не было средств даже доставить их на испытательный полигон. В фильм вошел эпизод, когда Королев с товарищами везет двухметровую ракету на трамвае. Представляете, если бы в наши дни кто-то попытался совершить подобное в общественном транспорте, какой переполох бы поднялся? А тогда кондуктор трамвая посетовала, что вещь занимает много места, и... с ракетостроителей взяли дополнительную плату за провоз багажа.
В основу фильма лег период довоенной жизни Королева, о котором долгое время было мало что известно. Примерно за год до своей смерти Сергей Павлович в доверительном разговоре за бутылкой коньяка рассказал Юрию Гагарину и Алексею Леонову, как в конце 30-х его арестовали по надуманному обвинению, пытали, избивали, а затем еле живого осудили на десять лет ГУЛАГа. Его наказали за талант, за то, что шел впереди других ученых, за то, чем наша страна гордится последние полвека. В Сибири Королев вряд ли пережил бы первую же зиму, поскольку их поселили в палатках. Его спасла мать (в фильме ее блистательно играет Наталья Фатеева), она сделала невозможное в то время - добилась пересмотра дела. И "десятку" Королеву заменили на 8 лет "шарашки". Так он выжил. А уже после войны, когда времена изменились, начал строить свои ракеты.
- Долгое время его имя было засекречено...
- Когда на орбиту был запущен первый спутник Земли, Нобелевский комитет обратился к Хрущеву с просьбой назвать имя конструктора, чтобы вручить ему премию. Надменный Хрущев, обожавший впоследствии провожать и встречать космонавтов, ответил, что одного такого человека нет. Дескать, конструктор спутника - весь советский народ. У нас есть заметка из французской газеты "Пари матч" за 1966 год под названием "Похороны неизвестного". Западные журналисты недоумевали: Красная площадь запружена народом, урну с прахом несут первые лица государства - Брежнев и Подгорный, за ними идут космонавты, а имени покойного никто не называет. Только через день, когда на стене Красной площади появилась табличка "С. П. Королев", мир наконец узнал имя великого конструктора.
- Вы не боитесь сравнения с фильмом Даниила Храбровицкого "Укрощение огня", где много идеологической мишуры, но есть и великолепный образ, созданный Кириллом Лавровым?
- Кирилл Юрьевич сыграл замечательно, но все-таки не Королева, а обобщенный образ некоего конструктора Андрея Башкирцева, который в годы войны якобы занимался еще и созданием орудийной установки "Катюша". Реальный Королев не имел к этому никакого отношения. И в личной жизни у Сергея Павловича было все не так, как у вымышленного Башкирцева, который увел из-под венца невесту, потом ее бросил, а в финале перевез в свою московскую квартиру с видом на Кремль. В своем фильме мы следовали за перипетиями реальной биографии Королева. Он прожил такую насыщенную событиями жизнь, что не было необходимости еще что-то выдумывать. Единственная вольность, которую мы себе позволили, - сочинили сны Сергея Павловича о Луне и Марсе. Как будто он во сне там гулял. Королев всю жизнь мечтал туда попасть, упорно работал над лунной и марсианской программами, но завершить их не успел - подвело здоровье, подорванное в сталинских застенках. Королев прожил до обидного мало, уйдя из жизни в 59 лет.
- Если не секрет, во сколько обошелся фильм?
- Больше трех миллионов долларов. К счастью, нас сразу же охотно поддержала ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени Королева и Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Поскольку Сергей Павлович уроженец Житомира, то навстречу пошли и украинский минкульт, и киностудия Довженко, доля участия которых в проекте - порядка 10 процентов.
- На что пришлось особенно потратиться?
- Например, на ракеты, которые были разработаны и сделаны специально для фильма. Если фильм будет успешным, я надеюсь снять его продолжение, где будут воспроизведены реалии уже 50 - 60-х годов. В будущей картине о зрелых годах Королева стоимость декораций, боюсь, будет выше в десятки раз. Это уже совсем другие финансовые вложения.
- Я слышал, что премьера "Королева" должна была состояться еще 12 января в Кремле. В связи с задержкой выхода фильма злые языки стали пророчить ему судьбу вашей версии "Мастера и Маргариты", которая вот уже 14 лет лежит на полке...
- "Королев", как видите, выходит в широкий прокат. А наследник Булгакова, так не-кстати объявившийся, увы, по-прежнему непреклонен. Требует ли он по-прежнему отступного в миллион долларов или уже поменьше, не знаю. Но консенсуса с продюсерами фильма "Мастер и Маргарита" у него нет. Хотелось бы, чтобы фильм наконец вышел. Соперничества с сериалом Владимира Бортко не боюсь. Михаил Афанасьевич - писатель многоплановый, у него практически нет похожих вещей. Режиссерский просчет Бортко оказался как раз в том, что он стал открывать "Мастера и Маргариту" тем же ключом, которым когда-то очень удачно открыл "Собачье сердце". Но в этот раз дверь не поддалась...
В плане авторских прав с "Королевым" у нас все в порядке. Мы строго следовали книге дочери конструктора Натальи Сергеевны Королевой "Отец". Она, кстати, недавно выпустила новое издание, изрядно дополненное материалами. Рекомендую прочесть.
- Дочь сильно вмешивалась в съемочный процесс?
- Наталья Сергеевна помогала нам с материалами, давала для съемок личные вещи Сергея Павловича, звонила космическим начальникам, чтобы нас пускали на Байконур...
- Как думаете, ваш "Королев" найдет своего зрителя в нынешнем российском прокате, где сейчас собирают щедрые урожаи "Обитель зла-3", "СуперПерцы", "Ультиматум Борна" и им подобная развлекуха, которую наш зритель привык поглощать под хруст чипсов и бульканье пепси?
- Конечно, у нас пока тяжело выйти на экран с серьезной картиной. Но на предварительных просмотрах фильм хорошо принимала прежде всего молодежь - основной постоялец нынешних кинозалов. Ведь в картине речь идет о молодых годах основателя мировой космонавтики. Его опыт интересен для нынешних молодых, которые только начинают свою биографию.
- Выход на экраны практически всех ваших фильмов связан со скандалом. На "Воров в законе" обиделись власти Абхазии, где происходило действие картины, "Звезду эпохи" опротестовали дети поэта Константина Симонова, чей образ угадывался в главном герое, фильм "Мастер и Маргарита" лег на полку... Как думаете, почему так получается? Это происходит из-за вашего непростого характера?
- Да что вы. Я человек мирный, избегающий конфликтов, которые всегда остро переживаю. Думаете, легко мне все это о себе читать? Сердце ведь не железное. Хотя сейчас считается, что без скандала никакой арт-продукт не продашь. Читаешь иногда, что Макаревич поссорился с Ярмольником, и понимаешь, что все это специально придумано для привлечения внимания зрителей к какой-то передаче или фильму. А вокруг меня скандалы завязываются как-то сами собой. Но с другой стороны, мои фильмы-то живут. Вот сейчас по одному каналу идет "Звезда эпохи", переключаюсь на другой - а там "Воры в законе", часто показывают "Пиры Валтасара", сейчас вот началась прокатная жизнь для "Королева". Вопреки негативной информации обо мне и моих фильмах, зритель все равно их смотрит.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников