БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В ПОДДАВКИ

Неожиданно для многих завершилось формирование списка кузбасских коммунистов на выборы в региональный парламент. Вторую строчку занял предприниматель Дмитрий Кочадзе. Если учесть, что номер один списка - лидер местных коммунистов Нина Останина - не собирается слагать с себя полномочия депутата Госдумы, то Кочадзе имеет верный шанс стать депутатом кузбасского парламента от КПРФ.

Правда, то, что "первым среди равных" кемеровских коммунистов станет беспартийный коммерсант, некоторых смущает. Но ведь Дмитрий Кочадзе пообещал выделить немаленькую сумму на избирательную кампанию областного отделения КПРФ, после чего на сайте партии о Кочадзе появилась такая реплика: "Несмотря на давление и угрозу репрессий, предприниматель не испугался связать свою судьбу с гонимой в Кузбассе компартией".
О каких гонениях идет речь? Вспомним не оставшуюся без внимания СМИ историю декабрьских выборов в Госдуму: тогда список КПРФ от Кемерова также возглавляла первый секретарь обкома Нина Останина. Как известно, это распространенная партийная практика - идти на выборы во главе с известным лидером. Не менее распространенной практикой для КПРФ является и этот прием - вторым номером пускать так называемый "кошелек". В декабре эту роль сыграл крупный московский предприниматель Игорь Бордаченков, передавший в областное отделение КПРФ более 11 миллионов рублей для оказания помощи пенсионерам-коммунистам. Но, по данным правоохранительных органов, эти средства пошли на предвыборную агитацию. При этом расходование части неофициальных средств - 6,5 миллиона рублей, числящихся в отчете у руководителей парторганизации, документально не подтверждены. Материалы по делу были переданы в следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ по области, поскольку содержат признаки состава преступления, предусмотренного статьей 141.1 УК РФ (нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата). КПРФ же проиграла все судебные иски к кузбасской власти "о защите чести и достоинства".
Бордаченков, несмотря на вливания в КПРФ, в Госдуму так и не прошел. Коммунисты, зная, что и на один-то мандат в Кузбассе с трудом наскребут голосов, тем не менее посулили ему златые горы, а потом про свои обещания позабыли. Казалось бы, нужно было сделать соответствующие выводы. Увы, не сделали. Тем более что нынешняя схема, хотя и похожа на прежнюю, но кое в чем принципиально от нее отличается.
Примечательно, что новоиспеченный коммунист обладает весьма неоднозначным прошлым. Дмитрий Кочадзе родился и вырос в Грузии, но, как о нем говорят, по существу он - "гражданин мира". В частности, его родители живут в США, имея бизнес в России. Это компании, принадлежащие семье Кочадзе, корпорация "Зевс" и фирма General Construction Group Corporation, интересы которой в России представлял их сын, как и компании United Trade Group (США). В них, как сообщали СМИ, по сведениям из источников в правоохранительных органах, в 1996-1998 годах исчезло более 20 млн. долларов, направленных на господдержку реструктуризации угольной отрасли.
"Мирный отъем" вышеназванных бюджетных средств прошел и через АО "Кузбасстрансстрой", где Дмитрий Кочадзе был одним из руководителей. По результатам проверки, проведенной в 1999 году, было открыто уголовное дело, впоследствии, правда, закрытое. Кроме того, Кочадзе и члены возглавляемой им команды, по сведениям кузбасских СМИ, участвовали в сомнительных банкротствах и рейдерских захватах Новокузнецкого мясокомбината, беловского завода "Кузбассрадио", угольного разреза "Черемшанский".
Все эти обстоятельства не добавляют единства коммунистам - некогда серьезной политической силе в Кузбассе, ныне теряющей прежние позиции. В связи с появлением Кочадзе на партийном олимпе некоторые члены КПРФ с большим стажем начали сдавать партбилеты в знак протеста. В открытом письме на имя председателя ЦК КПРФ Геннадия Зюганова коммунисты пишут, что Нина Останина в очередной раз подтверждает, что всякая выборная кампания для нее - политический бизнес, связанный с продажей мест в партийном списке... "Понимая, что плетью обуха не перебить, мы заявляем о выходе из КПРФ, потому что нахождение в одной партии с этими гражданами считаем недопустимым". Под письмом подписались 25 человек.
Лидер компартии до сих пор никак не отреагировал на это письмо. Недавно посетивший Кузбасс депутат Госдумы от КПРФ Николай Харитонов тоже не смог ответить ни на один из острых вопросов избирателей о ситуации внутри областной организации КПРФ. А ее бессменная глава, также депутат ГД Нина Останина, охарактеризовала "роман" партии с коммерсантом так:
- Дмитрий Владимирович для нас не "темная лошадка", поскольку сотрудничает с нами давно. Допускаю, что его нельзя назвать человеком, хорошо известным кузбассовцам. Но нам он помогает.
Вполне очевидно, что Дмитрий Кочадзе хочет получить депутатский мандат, а с ним и депутатскую неприкосновенность. Не менее очевидно и то, что появление такого персонажа в рядах партии трудящихся вызывает немало недоуменных вопросов и не добавляет партии авторитета в глазах этих самых трудящихся.