Сериал про КГБ? Нет, про что-то другое…

Надо бы сказать, что сериал «С чего начинается Родина» - про КГБ. Но язык не поворачивается. Он про что-то другое

Сейчас даже детсадовским детишкам известны все жанры кино. Они хорошо знают, чем отличается триллер от боевика. А раньше с этим было еще проще. Про что кино? Про войну. Или про любовь. Или про милицию. И всем все понятно. Как в рамках той, старой логики можно было бы ответить на вопрос, про что сериал «С чего начинается Родина», показ которого завершает Первый канал? Наверное, надо бы сказать: про КГБ. Все главные герои имеют отношение к этому ведомству. Но язык не поворачивается. Он про что-то другое.

Все развитые кинематографии мира снимают кино про свои спецслужбы. Там что ни фильм, то какой-нибудь тайный агент. Имеют ли все эти супермены даже в очень серьезных проектах отношение к реальности? Трудно сказать. Так же, как и про наших киношных героев из органов. Тут вот НТВ недавно показывал очередную милицейскую сагу «Брат за брата», так там сотрудник ФСБ оказался чуть ли не главным убийцей и коррупционером. Возможно ли такое? Впрочем, на то они и секретные службы, чтобы быть доступными широким массам лишь в виде домыслов писателей и киношников.

История про работу КГБ, вероятно, казалась авторам очень перспективной. Ведь организация под этим названием прекратила свое существование много лет назад, за руку уже никто не схватит, а знания о ней у нас по-прежнему минимальны. Чем занимались «люди в штатском»? С диссидентами боролись, иностранных агентов ловили. И, если судить по сериалам последних лет, всячески портили жизнь нормальным людям. Ну а на самом деле?

В советской фильмографии довольно много картин со шпионской тематикой. Первым приходит на ум сериал «ТАСС уполномочен заявить». Там в титрах в качестве консультантов значились генералы и полковники, то есть на экране все должно было выглядеть правдоподобно. «ТАСС» поставлен по роману Юлиана Семенова, и у главных персонажей были реальные прототипы, высокопоставленные сотрудники КГБ и ГРУ, с которыми писатель дружил. Но зрители все равно понимали, что это такая шпионская сказка, что на самом деле в этих ведомствах все совсем не так. Или не совсем так. А как? Не подлежит разглашению.

Сериал «С чего начинается Родина» в этом смысле мог бы стать откровением. И хотя показ его предваряется титром про то, что все персонажи вымышлены, в первых же кадрах, когда в наши дни из Гонконга в Москву перевозят американского компьютерщика, разоблачившего свои спецслужбы, которые прослушивают всех на свете, возникли неизбежные ассоциации с Эдвардом Сноуденом. Один из главных предателей в рядах КГБ в сериале носит фамилию Гордовский, что неизбежно отсылает нас к советскому перебежчику полковнику Гордиевскому. То есть все по-настоящему.

Да и сценарий, который давным-давно написал Александр Бородянский, был действительно про ту самую историю с Гордиевским. Драматург, собирая материалы, встречался со многими участниками событий. Но режиссер Рауф Кубаев решил освежить первоначальную версию и сделать ее ближе к современным сериальным трендам. Для чего и добавил «человеческое измерение, чтобы это было не просто шпионское кино». Что ж, имеет право, на его счету несколько удачных фильмов. Но вместе с этим человеческим измерением в сериале помимо разведчиков и шпионов в большом количестве появились их жены и дети, любовницы и любовники. Проект «про КГБ» трансформировался в «любовь и семейная жизнь на фоне КГБ». Главная интрига замылилась, поползли штампы.

К примеру, чем занимаются экранные жены всех наших героев в погонах? Они ревнуют мужей к работе, жалуются на невнимание и все время норовят подать на развод. Каждый раз хочется спросить их: вы что, не знали, за кого замуж выходили?

В сериале вопрос «тебе что дороже: Родина или я?» звучит не раз. Да и вообще, как уверяют авторы и исполнители, именно вопрос верности Отечеству, вопрос правильного выбора в критической ситуации являлся для них важнейшим. Им кажется, что они дали на него однозначный ответ. Но это не так. Несмотря на весь пафос отдельных реплик, мы получили достаточно крепкий, но тем не менее просто очередной ментовской сериал, время действия в котором условно.

Да, в кадре многократно мелькает площадь Дзержинского с не снесенным еще одноименным памятником. Да, в кадрах старые дисковые телефоны и раритетные «Волги» и портреты Горбачева. Но вот только все время хочется ехидно спросить этих бескомпромиссных и неподкупных людей с Лубянки: «Ребята, так это вы спустя пять лет растащите по кускам всю советскую экономику, став владельцами заводов, газет, пароходов?»