«Снова Путин виноват?» Испания трещит по швам, но отпускать Каталонию не собирается

Сторонники референдума заявляют о победе, но подсчет бюллетеней показал, что на участки пришли… 100,88% жителей региона 

Европу продолжает лихорадить после каталонского референдума о независимости, состоявшегося в минувшее воскресенье, 1 октября. Власти автономии заявляют, что жители региона, в соответствии со всеми нормами демократии, практически единогласно высказались за отделение от Испании; испанское же правительство утверждает, что мероприятие было антиконституционным, а потому его результаты никто не обязан принимать во внимание.

За схваткой, как и всегда в подобных случаях, пристально наблюдают соседи страны по континенту.

Что это было?

Каталония пытается отделиться от Испании не в первый раз. Пилотная попытка была предпринята еще во времена гражданской войны 30-х годов XX века. Далее сторонники независимости попытались добиться своего сразу после Второй мировой, рассчитывая, что тогдашний глава государства Франсиско Франко не рискнет топить движение в крови, имея перед глазами свежий пример Гитлера и Муссолини.

Расчет оказался неверным: Франко не только удержался у власти, но и разделался с сепаратистами, притом не только в Каталонии, но и в Стране басков, где «отделенческие» настроения были куда более серьезными.

Третья волна протестов прокатилась по каталонским городам в 70-е и 80-е годы, но и тогда Мадрид сумел удержать контроль над ситуацией.

К нынешнему референдуму стороны шли несколько лет. Мероприятие организовывалось при поддержке местных властей и однозначном осуждении со стороны испанского правительства. Фактически, и с той и с другой стороны процессом руководили вполне легитимные политические силы, мобилизовавшие для достижения своих целей и общественность, и административно-силовой ресурс.

Сторонники референдума заявляют о своей безусловной победе. Испанской полиции так и не удалось сорвать проведение голосования, хотя правоохранители старались, как могли: блокировали избирательные участки, избивали пришедших на голосование, изъяли и увезли около 2,5 миллионов бюллетеней. Несмотря на это, референдум состоялся. Согласно подсчету бюллетеней, 90% голосовавших высказались за независимость региона, 7% - против, около 2% – бросили в урны незаполненные листки. Остальные бюллетени были признаны недействительными.

Однако на вопросы о явке пока нет конкретных и четких цифр. В середине воскресенья сообщалось, что количество проголосовавших перевалило за 50% от общего количества избирателей. А вот после голосования выяснилось, что в мероприятии приняли участие… 100,88% жителей области. Иными словами, количество проголосовавших превысило общее число каталонцев.

Сколько жителей региона реально дошли до урн, точно пока сказать никто не в состоянии. Однако победные 90% «за» повисли в воздухе.

Некоторые обозреватели отталкиваются от допущения, что явка составила 50%. В таком случае за отделение от Испании проголосовало около 40% жителей провинции. Об этом же говорят и «независимые» социологические опросы.

50-процентная явка на участки – вполне нормальное для Европы явление; однако допущение, что именно столько пришло на референдум, полностью игнорирует невероятный общественный подъем и мобилизацию населения провинции, которые можно наблюдать в Каталонии.

Хватит кормить Мадрид!

По данным местных жителей, центральная власть страны шла на невероятные ухищрения, чтобы сорвать голосование и выставить в максимально неприглядном свете сторонников независимости.

«Недавно я почитал, что «виной» произошедшему в Каталонии стал президент России Владимир Путин. Я не могу передать, как мне было смешно!» – рассказал репортеру «Газеты.ru» каталонец Рубен Саул.

Жители региона также отмечают, что на самом деле протесты связаны прежде всего с несправедливым распределением налогов. Каталония – самая промышленно развитая часть Испании; кроме того, Барселона является крупным портом и одним из главнейших туристических центров Европы. Аэропорт Барселоны в прошлом году обслужил 44 миллиона человек.

Экономика Каталонии дает Испании 22% ВВП. При этом регион платит самые большие налоги и является донором для менее развитых областей. В результате годовой доход каталонцев составляет 28,6 тысяч евро в год, – это ниже, чем в Мадриде, Стране басков и Наварре.

Единого мнения о том, насколько переплачивает провинция, нет: министерство финансов Испании сообщает, что Каталония ежегодно платит налогов на 9 млрд евро больше, чем получает из центра, каталонское же правительство утверждает, что ежегодные потери составляют не менее 16 млрд евро.

Интересно, что еще в 2012 году власти Каталонии предлагали центральному правительству заключить финансовое соглашение. Однако центральная власть не пошла на компромисс. В результате лозунг «Хватит кормить Мадрид» подхватили местные националисты, превратившие борьбу за налоги в борьбу за суверенитет.

«Дело в том, что Каталония платит гораздо больше налогов в испанский бюджет, чем прочие регионы. А вот куда эти деньги идут, нам категорически не нравится. Они идут на содержание королевской семьи, вместо того, чтобы выплачивать из них пенсии или отправлять на ремонт наших дорог. И поэтому – да, люди хотят сделать Каталонию республикой и решать все самим, а в первую очередь — самим распоряжаться своими деньгами», – пояснил Рубен Саул.

Испанская АТО?

Действия полиции и сил безопасности в минувшие выходные вызвали немало нареканий не только в самой Испании, но и далеко за ее пределами. За двое суток от действий правоохранителей пострадали почти 900 человек.

Местные источники сообщали, что центральное правительство автобусами завозило в регион жителей других провинций, которые изображали толпы противников референдума. При этом каталонские подразделения полиции отказались разгонять земляков, и Мадриду пришлось полагаться на полицейских из других частей страны.

Также местные жители утверждают, что члены Mossos – территориальных каталонских формирований, созданных еще Франко для преследования сторонников независимости – несколько раз атаковали группы полицейских, стимулируя их более активно «махать палками».

Комментаторы не преминули отметить, что происходящее в Каталонии весьма напоминает события на Украине четырехлетней давности. Некоторые даже задались вопросом: когда ждать начала испанской АТО?

Впрочем, Испания действительно является частью Европы, а потому стрелять из гаубиц по домам «провинившихся» городов здесь вряд ли кто-то станет. Даже в «худшем» случае, если Каталония все-таки добьется суверенитета, Мадрид, скорее всего, постарается разорить мятежную провинцию, устранив корень проблемы.

Сделать это будет не трудно. Правительство Испании может направить потоки грузов через порт Валенсии, оставив Барселону без значительной части доходов; может и заняться развитием транспортных путей в обход мятежной провинции, а главное – Испания способна закрыть и свой, и европейский рынок для каталонских товаров.

Поддержка Брюсселя в этой войне сомнений не вызывает. Представитель Еврокомиссии уже заявил, что покидая Испанию, Каталония покидает и ЕС.

В то же время не исключено, что независимая Каталония получит поддержку со стороны Великобритании. Британские СМИ уже делают аккуратные реверансы в сторону сторонников независимости.

«Храбрые и побитые избиратели Каталонии находятся в авангарде нового движения к Европе, где самоопределение проходит радикальную переоценку. Если лидеры и правительства, подобно Мариано Рахою, останутся столь же упрямо несговорчивыми и откажутся уступать, то они рискуют быть сломленными», – написала, комментируя каталонские события, газета The Guardian