СУД РЕШИТ, А ПРИСТАВ РАЗБЕРЕТСЯ

Появление в структуре Министерства юстиции службы судебных приставов можно воспринимать как нечто новое из хорошо забытого прошлого. Дело в том, что эта служба родилась еще в результате судебной реформы 1864 года, проведенной Александром II. Главными обязанностями судебных приставов были обеспечение надлежащего порядка на судебных заседаниях и исполнение решения судов.Возрождение этой службы произошло в 1997 году, когда вступили в силу Федеральные законы "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве".На вопросы "Труда" отвечает заместитель министра юстиции - главный судебный пристав России Аркадий МЕЛЬНИКОВ.

- Аркадий Тимофеевич, как вы, кадровый прокурорский работник, стали главным судебным приставом России?
- Действительно, в системе органов прокуратуры я проработал почти 30 лет. Начинал в Ангарске, был первым замом прокурора Иркутской области, затем трудился в прокуратуре Союза, а после его распада - в прокуратуре России возглавлял управление общего надзора. На новую должность меня пригласил министр юстиции Юрий Чайка. 29 ноября прошлого года президент РФ подписал указ о моем назначении, а 6 декабря я приступил к исполнению обязанностей главного судебного пристава.
- Не тревожно было браться за новое, еще не поставленное "на ноги" дело?
- Страха, конечно, я не испытывал. Было чувство благодарности за высокое доверие и ощущение груза ответственности за становление и развитие службы судебных приставов, от которой ждут конкретных результатов работы.
Занимаясь в Генпрокуратуре России надзором в экономической и социальной сферах, я хорошо представлял ситуацию внутри и вокруг службы приставов и, как мне казалось, готов был ею управлять с пользой для дела и в рамках закона.
- Мне кажется, большинство наших читателей, особенно его законопослушная часть, весьма смутно представляет, чем, например, функции прежних судебных исполнителей отличаются от обязанностей нынешних судебных приставов.
- Объясняю. До 1997 года были судебные исполнители. Они играли, можно сказать, второстепенную роль при председателях районных и городских судов. Работа судебных исполнителей была и непрестижной, и крайне низкооплачиваемой. Как правило, ею занимались женщины без высшего юридического образования. Доставку судебных повесток и другие свои обязанности многие из них совмещали с работой уборщиц или секретарш. Они больше уговаривали ответчика, чем требовали от него исполнения судебных решений. Поэтому и выполнялись эти решения всего на 25-30 процентов. А сегодня благодаря усилиям службы приставов исполняемость судебных решений в среднем по России достигла 60 процентов от общего количества оконченных исполнительных производств.
- Что же помогло столь значительно улучшить главные показатели работы вашей службы?
- Законы "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве". Они способствовали созданию в стране совершенно иной структуры, с новыми, гораздо более широкими, нежели у судебных исполнителей, полномочиями.
Надо честно признать, что судебных исполнителей могли и на порог не пустить, с ними почти не считались, их поручения не спешили выполнять. И совсем иная картина, когда к ответчику приходит судебный пристав, наделенный законом широкими полномочиями, включая розыск должника, арест принадлежащего ему имущества. Короче, если тот или иной человек или организация отказываются добровольно выполнять решение судебной инстанции, мы с такими не церемонимся.
- Можете на конкретном примере показать, как приставы добиваются выполнения судебных решений?
- Примеров не счесть. Но сначала поясню структуру нашей службы. Судебные приставы делятся на две категории. На тех, кто обеспечивает установленный порядок в судах (в народе их называют "охранниками". - В.Л.), и тех, кто непосредственно исполняет судебные вердикты.
Ну а теперь пример. Допустим, судебный пристав-женщина идет к ответчику, признанному судом виновным в дорожно-транспортном происшествии, и требует выплатить потерпевшему назначенную судом сумму. Тот отказывается, ссылаясь на отсутствие денег. Тогда судебный пристав наводит справку о платежеспособности и имуществе ответчика, берет с собой исполнительный лист и в сопровождении силовой поддержки в лице коллег-"охранников" заявляется к непослушному ответчику. Описывает, арестовывает, изымает и через специализированные организации продает его имущество, а деньги возвращает потерпевшему. Подчеркиваю, вся эта принудительная процедура вписывается в рамки вышеуказанных законов. На исполнение судебного решения законом установлен срок до 2 месяцев.
Такова нормальная повседневная практика нашей службы. Скажу больше: сегодня каждый десятый россиянин обращается со своими проблемами к судебным приставам.
- А как часто к вам обращаются частные коммерческие структуры с просьбой помочь "выбить" долги?
- С каждым годом таковых становится все больше. А ведь раньше, до появления службы судебных приставов, с аналогичными просьбами обращались чаще к "браткам", чем в судебные инстанции.
- Мой знакомый жалуется на соседа: мол, по вечерам тот занимается в квартире какой-то деревообработкой и от него нет покоя. Обращался к участковому, а тот посоветовал "натравить" на соседа судебного пристава. Что вы скажете на это?
- В данном случае участковый перекладывает свои обязанности на "чужого дядю". Он должен прекрасно знать, что без судебного решения пристав не имеет право вмешиваться в этот конфликт.
- Еще совсем недавно многие предприятия вовремя не выплачивали зарплату. Трудовые коллективы, чтобы выбить свои кровные, обращались в суды. Те, как правило, удовлетворяли эти иски, но на практике они по разным причинам не выполнялись. Ваша служба как-то помогала "разбираться" с руководителями, месяцами не платившими своим работникам?
- Такие случаи, к сожалению, весьма не редки. Одним из главных направлений нашей службы было и остается "выбивание" долгов по зарплате. Этим занимаются практически все наши региональные службы. Есть весьма неплохие результаты: огромное количество писем-благодарностей от конкретных лиц и трудовых коллективов.
- Вы можете назвать сумму, которую судебные приставы вернули взыскателям по требованиям имущественного характера?
- Конечно. За 2 года и 9 месяцев в пользу граждан и государства взыскано почти 164 миллиарда рублей.
- Какова штатная численность службы судебных приставов и насколько она обеспечена всем необходимым для эффективной работы?
- Пока в нашей службе работают 23289 человек. Из них 7,5 тысячи - судебные приставы-"охранники", остальные - исполнители судебных решений, среди которых немало и женщин. На днях президент России подписал указ, которым увеличил штатную численность службы судебных приставов на 6,5 тысячи человек. Так что с января 2001 года в стране будет почти 30 тысяч приставов.
По постановлению правительства судебные приставы обеспечены стрелковым оружием, бронежилетами, радиостанциями... Грех жаловаться на экипировку. Поэтому при исполнении судебных решений мы готовы собственными силами провести практически любую операцию принудительного характера.
- Где вы ищете кадры и какие требования предъявляете к ним?
- Что касается судебных приставов-"охранников", то это особая категория людей, которые должны хорошо владеть оружием и быть психически и физически здоровыми. Они приходят к нам в основном из армии и милиции. Все без исключения проходят жесткое тестирование и медкомиссию на пригодность к работе в нашей службе.
Особая проблема: пока очень низкая зарплата у приставов-"охранников", где-то в пределах 1,5-2 тысяч рублей. А ведь это молодые, здоровые мужики...
- Наверное, столь мизерная зарплата является одной из главных причин, толкающих судебных приставов на разного рода нарушения закона, взятки?
- Эта проблема существует. В этом году за незаконные действия заведены уголовные дела почти на пятьдесят приставов. Конечно, это не значит, что все они будут признаны виновными. Бывают и поклепы, и наветы на честных сотрудников. Но должен признать: мздоимство в среде приставов имеет место быть. С помощью нашей собственной службы безопасности мы бескомпромиссно боремся с этим злом. Понять причины, толкающие отдельных приставов на нарушение закона (среди них, конечно же, и низкая зарплата), можно, простить нельзя.
За девять месяцев работы я своими приказами отстранил от работы 10 главных судебных приставов регионального уровня...
- Аркадий Тимофеевич, служба судебного пристава связана с риском для жизни. Были случаи гибели ваших сотрудников?
- Да, к сожалению, за три года мы потеряли несколько сотрудников. Они погибли при исполнении служебного долга. Особенно нелегко женщинам, которых среди приставов - исполнителей судебных решений более 50 процентов. Были случаи, особенно на раннем этапе становления нашей службы, когда их запугивали, травили собаками, оскорбляли. Сегодня мы решительно реагируем на подобные действия в отношении приставов.
- Вашу службу начинают бояться или уважать?
- Плохо, когда человек исполняет закон только из-за страха быть наказанным. К сожалению, многим россиянам явно не хватает культуры законопослушания. Безусловно, мне как главному приставу страны хотелось бы, чтобы нашу службу уважали, доверяли ей. Думаю, в перспективе так и будет. Ну а коль скоро у нас немало тех, кто не подчиняется закону, не грех употребить, естественно в рамках все того же закона, и "рычаги силового устрашения" - принудительного исполнения ради торжества справедливости.
- У главного судебного пристава России есть какие-то пристрастия, увлечения?
- Охота - одна, я бы сказал, но пламенная страсть. Ни одного сезона, будь-то осень, зима, весна, стараюсь не пропускать. Но честно скажу: не столько радуют результаты охоты, сколько возможность побыть на природе, пообщаться в непринужденной обстановке с дорогими тебе людьми.
Люблю водить автомобиль, ходить с женой в театр, особенно Большой. Правда, делал это чаще, когда жил в Сибири и приезжал в Москву в командировки...