ПОСЛЕ ВСТРЕЧИ ПУТИНА И КУЧМЫ

Пожалуй, еще никогда так, как в эти дни, на украинской политической арене не велись столь бурно

Пожалуй, еще никогда так, как в эти дни, на украинской политической арене не велись столь бурно и жестко дискуссии по проблемам взаимоотношений со своим северным соседом (исключение, может быть, - период раздела с Россией Черноморского флота). Страницы местных газет запестрели заголовками, типа: "Пора освобождаться от объятий, которые душат", "Киев выходит из "окопов", "Запад и Россия договорились. Нас предали?", Почему обострилась эта тема? Что стало причиной столь болезненных проявлений "национальной гордости малороссов"?
Во-первых, до сих пор не сбылись надежды, что "вот-вот" МВФ снимет свое вето на открытие замороженного еще весной очередного кредитного транша в связи со скандалом вокруг завышенных украинским Нацбанком валютных резервов. А без этой долларовой подпитки правительству В. Ющенко трудно будет решить массу проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве и топливно-энергетическом комплексе, которые усугубились с приближением холодов.
Во-вторых, создание 10 октября Евразийского экономического сообщества заставило вслух заговорить о дальнейшей целесообразности так называемой "многовекторности" во внешней политике Украины, так как с образованием ЕЭС Москва-де практически потеряла интерес и к СНГ, и к привлечению Украины в Таможенный союз. Снятие же Л. Кучмой с должности министра иностранных дел Бориса Тарасюка, которого многие воспринимали как прозападного, даже привело к умозаключениям, что во внешней политике Украины может быть сделан крутой поворот в сторону России, стран СНГ.
На такие выводы (как показало время - поспешные) натолкнуло заявление Леонида Даниловича о том, что на должности главы МИДа, учитывая ситуацию в Европе, мире и Украине, должен быть "взвешенный человек, дипломат от корней, который никогда не скажет ни "да", ни "нет". Однако новый министр иностранных дел Анатолий Зленко в своем выступлении перед послами, аккредитованными в Киеве, ясно дал понять, что внешнеполитический курс страны остается неизменным, что Украина будет продолжать многовекторную, взвешенную политику со всеми странами мира, и прежде всего со своими соседями. Какими именно - не уточнялось.
И, наконец, поводом для прогнозов об опасности смещения украинско-российских отношений чуть ли не к состоянию "холодной войны" стали недавние решения ЕС и Газпрома о строительстве газопровода Ямал-Западная Европа в обход Украины. Именно тогда зазвучали вовсю обвинения в адрес Москвы, что она-де предала своего стратегического партнера, что таким путем Россия намерена поставить Киев на колени... В Верховную Раду был даже внесен проект заявления "по поводу эскалации напряженности в российско-украинских отношениях". Его инициировал экс-президент страны Леонид Кравчук как координатор парламентского большинства. Авторы документа ставят под сомнение правомерность действий российских властей, которые, дескать, "пытаются реализовать концепцию внешней политики и национальной безопасности за счет других, в частности, Украины, вмешиваясь в ее внутренние дела, осуществляя политическое и экономическое ущемление ее интересов".
Более трезвые головы в парламенте сделали все, чтобы отклонить этот документ, не допустить его даже к обсуждению, считая, что вместо поисков внешнего врага лучше обратить внимание на внутренние причины социально-экономических трудностей страны. А с Москвой нужно искать компромисс: политика взаимных претензий не шла на пользу государствам, а теперь, в условиях энергетического кризиса, и подавно.
- Если мы станем так же спокойно воспринимать российские устремления в зоне национальных интересов России, как воспринимаем американское присутствие практически во всем мире, - заявил народный депутат Украины Игорь Кирюшин, - то одно это уже сделает российскую позицию по отношению к Украине более толерантной и менее жесткой. Важно суметь эффективно воспользоваться сегодняшними возможностями России как стратегического партнера и мощного кредитора нашей экономики.
В заявлении фракции коммунистов в Верховной Раде высказана еще более жесткая позиция. Обострение отношений с Россией "является актом самоубийства для нашей страны, особенно в условиях, когда президент на весь мир признает, что украинское правительство крадет российский газ. А некоторые деятели меньшего ранга делают все, чтобы до конца испортить взаимоотношения с северным соседом, навеки поссорить братские народы".
После недавней сочинской встречи президентов В. Путина и Л. Кучмы острота дискуссий о перспективах украинско-российских отношений несколько спала. Ибо во время этой встречи было в который раз подчеркнуто, что альтернативы стратегическому партнерству наших стран быть не может. Более того, после возвращения из Сочи Леонид Кучма прямо заявил: "Украина лишится политического давления со стороны России, если мы будем выполнять свои обязательства по расчетам за газ". И в подконтрольных Киеву украинских СМИ тут же заговорили о наступлении в российско-украинских отношениях нового времени - времени крепкой, прагматичной, иногда очень жесткой "галстучной" дипломатии. Пришло время предметной работы над устранением всех неопределенностей, которые мешают сотрудничеству.
Интересна в этом смысле точка зрения директора Института украинско-российских отношений при Совете безопасности и обороны Украины С. Пирожкова. Сергей Иванович считает, что "речь идет о создании таких механизмов межгосударственных отношений, которые бы не зависели от воли личностей. И на это нужно адекватно реагировать". Разделяя такую позицию, многие украинские политики приходят к выводу: к власти в России пришла новая генерация политиков и экономистов, не отягощенных ностальгическими воспоминаниями по союзному прошлому, поэтому они строят свою стратегию и тактику во внешнеэкономической и внешнеполитической сфере с учетом прежде всего национальных интересов, исходя из реальной ситуации на мировом рынке товаров, сырья и услуг, где успех определяет одно: способен ли ты выжить в условиях жесткой, бескомпромиссной конкуренции.
Любопытны и другие наблюдения. В Украине все больше понимают, что сегодня, когда традиционные внутренние топливно-энергетические ресурсы в значительной мере исчерпаны, а новых, альтернативных, за 10 лет независимости не удалось создать, страна не сможет в одиночку, без России поднять свою экономику, осуществить по-настоящему рыночные реформы. Тем более в условиях, когда, по словам Леонида Кучмы, "Украину не ждут в Европе", а масса стратегически важных предприятий оказалась на грани банкротства из-за бездарности государственных управляющих. Не получив, как ожидалось, от Запада ни значительных инвестиций, ни обещанных кредитов МВФ и Всемирного банка, Киев все чаще обращает взоры к Москве, понимая при этом, что ему, наверное, придется поступиться и контрольными пакетами акций ряда высоколиквидных предприятий, прежде всего в ТЭКе, и предложить российским партнерам более выгодные условия коммерческих сделок.
Таковы реалии, а с ними нельзя не считаться. "Кому понравится, - справедливо, хотя несколькозапоздало заметил днями Леонид Кучма, - что у тебя берут в долг и не говорят, когда отдадут?"