БИОТЕРРОРИЗМ: МИФЫ РОЖДАЮТ ПАНИКУ

Вот уже несколько месяцев люди в разных странах подвержены новым страхам. Собственно, терроризма боялись всегда, но сегодня у страха появилась новая окраска - стали бояться биотерроризма.

Чтобы объяснить людям, чего надо опасаться на самом деле, а о чем можно пока не беспокоиться, главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко провел пресс-конференцию на интересующую всех тему. Тема, к слову, оказалась отнюдь не новой: еще в 1555 году некий Нострадамус, говоря о конце второго тысячелетия, позволил себе следующий прогноз: "Чума и война человечество вздыбят, столетья ведут к моровому концу". Насчет всеобщего "мора" можно поспорить, а замечание о "вздыбленном человечестве" образно отражает нынешнюю ситуацию.
Итак, возможны ли вспышки биотерроризма в мире? Возможны, ответит всякий здравомыслящий человек, даже и не обладающий специальными знаниями. А вот как объясняют эту возможность специалисты. Дело в том, что не менее 12 государств мира имеют программы по развитию биологического оружия. Кроме того, замечает Геннадий Онищенко, в ситуации паники любую вспышку инфекции можно при желании обрядить в одежды биотерроризма. Главная же опасность заключается в том, что отсутствуют механизмы международного контроля за соблюдением Конвенции о запрещении биологического оружия.
Что касается "хита сезона" - сибирской язвы, главный санитарный врач России озвучил самую свежую информацию: 10 человек в Америке заболели самой тяжелой формой болезни - легочной. В России на сегодняшний день ни одного случая сибирской язвы не подтверждено.
Не стоит упускать из виду, напомнил Геннадий Онищенко, что вполне реальной является опасность оспы. Как известно, решением ВОЗ в 80-м году прошлого века болезнь была признана ликвидированной во всем мире. Тем не менее в России и в США хранились так называемая "коллекция" оспы и вакцина против страшного заболевания. Так вот, в марте будущего года по решению ВОЗ эта "коллекция" должна быть уничтожена. Это, по мнению специалистов, не разумно - ведь молодое поколение страны непривито против оспы. Поэтому Россия не поддерживает это преждевременное решение Всемирной организации здравоохранения.
Что же требуется от медицины и медиков в сложившихся условиях? Следить за развитием новых форм заболеваний, не упуская из виду старые, готовить врачей, способных при встрече с новой инфекцией действовать грамотно и своевременно. И, конечно, участвовать в программах по контролю за развитием биологического оружия.
Проблема, понятно, выходит далеко за рамки медицины. Участвовавший в брифинге генерал-лейтенант Виктор Холстов, начальник войск радиационной, химической и биологической защиты Министерства обороны, был по-военному краток: "В России нет биологического оружия, оно никогда не разрабатывалось, не хранилось и не использовалось". Из чего, понятно, следует: если уж мы чисты перед миром, то имеем полное моральное право ЗНАТЬ, что делается в этой области в других странах.
В итоге хотелось бы понять: так ли страшен сегодня биотерроризм, как его "малюют"? Опасность, безусловно, есть - в мире накоплено столько оружия, в том числе биологического, что оно уже может "жить своей жизнью". Следует ли из этого, что надо скупить противогазы, антибиотики и прочие средства защиты и дружно приступить к строительству бункеров? Это явно не путь здравомыслящего человека. Надо просто жить, соблюдая элементарные правила безопасности и гигиены. Ибо, по мнению Геннадия Онищенко, с которым трудно не согласиться, сегодня мир стоит перед опасностью массового психоза, порожденного ползучим многоликим страхом. И преодолевать надо именно это состояние общества. Как? Спокойной объективной информацией, без "клюквенных" панических прогнозов.