СКИДКА НА БЕДНОСТЬ

Столичные продмаги, по существу, все менее доступны для пенсионеров и других социально незащищенных москвичей. Недоступны не только цены в супермаркетах, но и расстояния, которые приходится преодолевать до магазина. Время, когда на каждом шагу можно было найти хотя бы палатку с минимальным набором продуктов, минуло. А до крупных магазинов из иных микрорайонов нужно добираться на метро. По опросам, более 80 процентов жителей столицы ждут от властей изменения ценовой политики. Приняв решение об открытии в городе 4 тысяч "магазинов за углом" и сети социальных магазинов, власти надеются оправдать эти ожидания.

В середине 90-х годов в Москве началось сокращение числа продуктовых магазинов. После приватизации они меняли вывески и превращались в дорогие бутики и мебельные салоны. В районе "Сокол" из 56 продмагов осталось лишь семь, у Автозаводской площади они практически исчезли. Как и, зачастую, на Тверской, Кутузовском проспекте. Чтобы исправить ситуацию, столичные чиновники разработали программу по созданию так называемых магазинов "шаговой доступности". Концепция проста: в радиусе 300 - 500 метров от любого жилого дома должна быть хотя бы одна продуктовая "точка" с товарами по сравнительно низким ценам.
В отдельных районах столицы эта программа частично уже работает. Жители Строгино, Митино, Бутово на нехватку "магазинов за углом" не жалуются. Правда, цены в них часто высоки. А в Центральном округе за последние три месяца открыто 37 социальных магазинов, где цены на продукты, по оценкам департамента потребительского рынка, на 10 - 15 процентов ниже, чем в среднем по городу. Корреспондент "Труда" сделала контрольные закупки в нескольких из них.
Магазин "Забота" рядом с метро "Краснопресненская". Как объяснил глава Пресненской управы Лев Моисеенко, здесь обслуживаются только пенсионеры, получившие специальные пропуска через общественные советы ветеранов. Таких набралось 1000 человек. Всем остальным магазин может отказать. На полках - почти "коммунизм": килограмм муки стоит 12 рублей 10 копеек, полкило макарон - 13 рублей 90 копеек, упаковка печенья - около 13 рублей. Попытки выяснить у покупателей, на какой срок выдается пропуск в этот "рай", ни к чему меня не привели: ветераны, понятно, надеются, что "навсегда"...
Ассортимент магазина "БИО" в Грузинском переулке попроще, интерьер поскромнее. "Зато все экологически чистое, - утверждает директор Евгений Головин. - Товары поступают напрямую от производителей". Курица охлажденная - 52 рубля, окорок - 171 рубль. Остальное тоже не слишком дешево, но зато доступ открыт для всех. Пенсионерам с социальной картой москвича предоставляется скидка - 10 процентов.
Цифры на ценниках в социальном магазине "Продукты" на Сретенке, по правде сказать, мало отличаются от других, что в центре города. Здесь даются льготы по отдельным продуктам, ценники на которые помечены зеленым цветом: мука - 18 рублей за килограмм, рис -20 рублей, колбаса вареная - 55 рублей. В список льготных включены 34 наименования. Но распределение неравномерное. Из девяти видов подсолнечного масла льготные ценники - на четырех. А вот, скажем, дешевого творога и ряда других необходимых пожилым продуктов нет. "А что вы хотите? Это же центр города. Стоимость аренды здесь намного выше, чем в других районах", - оправдывается глава управы Мещанского района Алексей Комов. Чтобы коммерсанты согласились открывать социальные торговые точки, власти обещают брать с владельцев таких магазинов арендную плату на 50 процентов ниже, чем обычно. Но, как рассказала "Труду" директор социального магазина, расположенного на Красносельской улице Татьяна Александрова, никакой скидки по аренде управа им до сих пор не предоставила, хотя магазин действует уже месяц.
А если так, то вскоре цены в "социальных магазинах" тихо "вскарабкаются" вверх. Ко всему прочему, отдельно стоящие магазинчики по определению не могут конкурировать с крупными "торгашами", которые имеют постоянные прямые контакты с производителями, собственные склады...