ПЕТИ ТАНЦУЕТ. ДА ЕЩЕ КАК!

Ему - 80, но в это невозможно поверить. Он грациозен, остроумен и очень хитер. Любит, когда задают вопросы, но говорит только о том, о чем хочет сам. И делает что хочет.

Недавно захотел "поболтать" о том, как начинал. Собрал единомышленников. Припомнил былое. Получилось шоу "Секреты балета. Ролан Пети рассказывает..." Премьера состоялась полгода назад во Франции в экспериментальном театре "Сюрен Жан Вилар". В минувшие выходные этот спектакль увидели и москвичи.
Сам маэстро был на сцене и рассказывал о том, что танцевать его учили русские: Любовь Егорова, Ольга Преображенская, Борис Князев. Понимать мир - Борис Кохно, а стало быть, считает Пети, почти сам Дягилев, чьим помощником Кохно в свое время являлся.
Ролан Маленький (именно так переводится с французского фамилия Пети) родился в нужное время в нужном месте. В Париже 1920-х годов. В 12 лет сын ресторатора познакомился с Жаном Кокто, в одночасье перемахнув из-за барной стойки в призрачный и праздничный мир завсегдатаев парижских кафе. Их атмосферой дышат его лучшие создания.
Но, быть может, больше, чем кто-либо другой, Пети-хореограф всегда оставался заложником исполнителя. Чистенько воспроизвести в его спектаклях заданный рисунок - еще не значит по-настоящему исполнить их. И если кому-то из сидевших нынче в зале Большого театра не довелось видеть в балете "Юноша и Смерть" легендарных Жана Бабиле или Михаила Барышникова, из показанного отрывка с участием Кена Кикучи они могли и вовсе не понять, что это - подлинный шедевр. Впрочем, сам Пети убежден в гениальности 20-летнего японца. А это ведь так важно, чтобы в юности в тебя кто-то поверил.
В этом уже не нуждается Лючия Лакарра, солистка Национального балета Марселя, Балета Сан-Франциско и Баварской оперы. В "Рандеву" она, с ее чуть развязным, но таким стильным изяществом - плоть от плоти Парижа. В па-де-де из балета "Моя Павлова" Лакарра - воплощенная музыка Массне, ее танец - точно вьющаяся шелковая нить. Но вот звучат ритмы Дюка Эллингтона, и нежную, как будто бесплотную "классичку" не узнать: джазовая пластика, чувственность линий...
В каких только жанрах не отметился за свою жизнь неистовый Ролан: от неоклассики до эстрадного ревю, от модерна до телевизионного шоу. С кем только из великих не общался: тут Пикассо и Орсон Уэллс, Сименон и Марлен Дитрих. Но спектакли посвящал немногим. "Если бы меня спросили, какой фильм я взял бы с собой на необитаемый остров, я бы, не задумываясь, ответил - "Огни большого города"... В память о своей единственной встрече с Чаплином Пети создал балет "Чарли танцует с нами". В эпизоде "Маленькие туфельки" блеснул давний друг и постоянный ассистент хореографа Луиджи Бонино. Никакой имитации - ведь великого Чарли все равно не перетанцуешь. Никакой патетики - лишь тонкая ирония и бесконечная любовь к гению.
Гениев видели мы в этот вечер и на экране. Головокружительный степ Фреда Астера. Зизи Жанмер в роли Кармен. Рудольф Нуреев на репетиции.
Пети любит и умеет преподносить сюрпризы. Таким сюрпризом стал и его собственный финальный танец под музыку Эллингтона.
Зал взорвался овацией.