ОН ПОБЕДИЛ!

Новобранец Сережа Бурлаков с первого дня службы расставил все точки над "i": после отбоя принес в казарму кирпич, легко разбил его ребром ладони надвое. И миролюбиво так обратился к "дедам": "Кто хочет в челюсть - подходи". "Деды" сделали правильные выводы.

Случилась беда: шофер не справился на повороте с управлением, и машина рухнула с десятиметровой высоты. Каким-то чудом водитель не пострадал. И выбрался. Израненный Сергей остался лежать на 40-градусном морозе. На всю ночь.
Боли не было. Из всей той ночи он запомнил лишь одно видение: три осиянных лика склонялись над ним и ласково звали с собой в сияющую даль.
- Домой, хочу домой, - шептал он непослушными губами. Может, и не шептал даже, а беззвучно, одной лишь душой молил: домой!
Потом ледяной мрак навалился снова.
Когда очнулся на больничной койке, сильно зябли ноги. Накрыть их одеялом не давали бинты на руках, и Сергей попросил медбрата снять бинты.
- Нет, братан, никак невозможно... - хмуро ответил тот. - Ни к чему тебе ноги кутать...
Кроме беспомощного тела у него осталась воля.
Едва встал на протезы, начал ходить по территории госпиталя. Шутил с девчатами, "строил" парней. Иные даже жаловались на него родителям: мол, "дедовщину" в госпитале завел. Но он всего лишь требовал порядка. И родителям объяснял: если вы не научили своих пацанов за собой следить и оставаться людьми в любой обстановке, так я их научу.
Хирург, который спас Сергею жизнь, сказал как-то, что с таким чувством справедливости в наше время даже здоровым людям трудно. "Но ты выстоишь, Сергей".
Из госпиталя он выписался ... обратно в часть. Дослуживал срочную - без обеих рук и ног! - бессменным дежурным по части.
Вернувшись после армии домой, в небольшой городок в Нижегородской области, Сергей ни дня не сидел без дела. Ежедневно тренировался. Освоил компьютер. Занялся бизнесом, открыл сеть аптек "Здоровье". Держал цены на лекарства ниже, чем в других аптеках города. Провизорам и продавцам платил больше. Себе оставлял из прибыли только то, что необходимо было для занятий спортом и помощи инвалидам.
Молва о спортсмене, который без ног и рук бегает на длинные дистанции, участвует в соревнованиях, помогает таким же ребятам, вышла за пределы городка, где жил Сережа. Трудно сказать, как повернулась бы его жизнь - спорт или бизнес - если бы бывший мэр Таганрога не пригласил его в этот старинный южный город для организации работы с инвалидами. Семья переехала на юг.
Как-то ему позвонил Михаил Тубу - вице-президент ассоциации боевых действий МВД, и пригласил принять участие в знаменитом Нью-Йоркском марафоне, куда съезжаются лучшие бегуны мира, как профессионалы, так и любители. Участвуют в нем и инвалиды.
Почти всю ночь не мог уснуть Сережа. 42 километра - не шутка. Сойти с дистанции - значит перечеркнуть все сделанное до этого, убить в других ребятах веру в то, что, даже оставшись без ног, можно не чувствовать себя инвалидом. Он уверенно преодолевал на протезах "десятку" за час с небольшим. Здоровые спортсмены считают хорошим результатом 28-30 минут.
...И вот Нью-Йорк. Старт!
- Комментатор характеризует каждого участника, - вспоминает Сережа. - И обо мне так: спортсмен из России, без обеих рук. Ну ладно, думаю, ему же не видно, что под тренировочными брюками у меня - протезы. Рядом со мной поляк - тоже без обеих ног. Уже на первом круге стонет: "Не можу, Серж, не можу"... Сошел на первом круге... Я иду дальше. А комментатор опять за свое: русский спортсмен без рук. Тогда я меняю трико на шорты и продолжаю идти. Все в шоке! Увидели протезы. Эх, гордыня, видно, меня зацепила. Тут же ломается протез...
Тогда, два года назад, Сергей прошел 26 километров за 4 часа.
К следующему марафону готовился вместе с друзьями. Они должны были нести за ним запасные протезы. Было ясно, что эти, ходовые, 42 километра не выдержат. А специальных, беговых, у него не было. В России их не делают, а заграничные... Так у них же и цена - заграничная. То есть за границей сережиных финансовых возможностей.
И снова - Нью-Йорк. Участники марафона и зрители Сергея уже знают. Он идет, а друзья - сбоку.
Как и ожидалось, запасные протезы пригодились. Та же история - не выдержали пластик и сталь. Замену производили с помощью врачей. Ноги Сергея были искромсаны так, что увидевшая это женщина-спортсменка упала в обморок. Чтобы кровь не хлестала поверх протезов, Сережа обмотал культи, кроме повязок, еще и толстыми хлопчатобумажными носками.
Когда до финиша оставалось 50 метров, он крикнул своему другу из Белоруссии:
- Рву, как короткую дистанцию, бегом. Иначе не дойду.
И побежал...
- Не для себя мне нужно все это - марафоны, учеба в университете, подготовка диссертации на тему "Физическая и психологическая реабилитация инвалидов", - рассуждает Бурлаков. - Я должен спасти других ребят, искалеченных на войне или еще где-то. Они же ломаются, спиваются, совершают самоубийства... Я должен пробудить в них веру в себя и веру в Бога. Им нужен пример. Многие, глядя на меня, поверили, что можно жить и творить праведные дела в любой ситуации.
Когда прощались, я протянула ему визитку. Просто забыла, что взять ее нечем. Он рассмеялся:
- Вот так всегда! Никак меня не хотят за инвалида принимать. Положи визитку на столик...