ПО ЗАВЕТАМ КОНФУЦИЯ

Поразившие весь мир китайские реформы не только накормили, одели и обули пятую часть человечества. Они еще породили огромный разрыв в доходах различных групп и слоев населения. По данным действующей под эгидой Объединенных Наций организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), 20 процентов китайского населения контролирует половину всех доходов, в то время как на долю других 20 процентов приходится лишь 4,7 процента.

В прошлом году среднегодовой доход горожан достиг 9422 юаней (1135 долларов) - в 3,21 раза выше аналогичного показателя у жителей села (2936 юаней, или 353,7 долл.). К тому же по уровню жизни приморские восточные и южные провинции намного опережают остальные регионы.
Выходит, формула архитектора преобразований Дэн Сяопина о том, чтобы сначала обогащалась часть населения, а потом подтягивала к своему уровню остальных, пока что безупречно работает лишь в своей первой части. По официальным данным, порядка 26 миллионов китайцев живут в абсолютной нищете.
Тенденция к поляризации китайского общества по имущественному признаку продолжает нарастать, и эксперты предупреждают об угрозе социального взрыва. Если ситуация и дальше будет развиваться по такому же сценарию, предостерегают они, то вместо достижения вожделенного всеобщего процветания Китай столкнется с явлениями нестабильности со всеми вытекающими из этого последствиями. Как показывает мировой опыт, для стран со среднедушевым размером ВВП в пределах 1000 - 3000 долларов характерно обострение различных социальных проблем и противоречий. Если учесть, что, достигнув в прошлом году показателя ВВП в сумме 1230 долларов на душу населения, Китай уже вступил в подобную стадию социального риска, то резонно предположить, что в предстоящие годы Поднебесную действительно ждут нелегкие времена.
Чтобы хоть частично смягчить остроту назревающих социальных конфликтов, Пекин провозгласил курс на построение гармоничного социалистического общества равных возможностей, где рыночная эффективность уживалась бы с социальной справедливостью. Многие "новые китайцы" преуспели в бизнесе благодаря предпринимательской жилке, таланту и трудолюбию, но за годы реформ появилось немало и тех, кто разбогател за счет коррупции и махинаций с присвоением госсобственности. Речь, стало быть, идет не о возвращении к уравниловке, а о согласовании интересов и контроле за справедливым распределением доходов.
По словам известного китайского социолога Ли Пэйлиня, для гармоничного общества, создаваемого Китаем, должны быть характерны сравнительная зажиточность (ибо бедность и гармония несовместимы), равный доступ к благам и результатам развития, а также стабильность, высокая нравственность и сплоченность всех его членов. Курс на форсированное экономическое развитие остается неизменным, однако в социальной сфере предстоит немало сделать для гармонизации отношений между городом и деревней, между продвинутыми и отстающими в развитии регионами, между индивидуумом и обществом, между человеком и природой, в сфере трудоустройства, народонаселения и т.п.
- Китаю необходим действенный механизм оказания помощи незащищенным и слабым слоям населения, - считает профессор Ли, получивший степень доктора социологии в Сорбонне. - На свете нет абсолютного равноправия, но законы, воплощающие общепризнанные нормы социальной справедливости, должны быть разработаны и претворены в жизнь.