7.11 - 13.11.2005 Г.

"Это - реки, напояющие Вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими

"Это - реки, напояющие Вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами".
Так писал о книгах человек, который с юности был усердным читателем, а потом стал замечательным писателем. Имя его знает, пожалуй, даже тот, кто не прочел ни строки, им написанной. Нестор Летописец воспринимается у нас как фольклорный персонаж, как символическая фигура. Между тем это был вполне реальный человек, монах Киево-Печерской обители. Мощи его и сейчас почивают там - в Ближних пещерах. В монастырь он поступил в 17 лет и, как сообщается в житии, скоро превзошел своими молитвами и послушанием даже известных старцев. А главным послушанием Нестора было составление первой истории нашего Отечества - знаменитой "Повести временных лет", которую завершил он незадолго до своей кончины. Память преподобного Нестора Летописца (1050-е - 1114) празднует Церковь 9 ноября.
А 13 ноября в наших храмах вспоминают другого русского святого, жизнь которого похожа на приключенческий роман с трагическим концом. Вряд ли кто из его односельчан мог предположить, что ему, одному из сыновей сельского священника из Рязанской губернии, суждено весьма деятельное служение на другой стороне планеты. Настолько деятельное, что будет он награжден несколькими орденами и получит дворянский титул. Но именно так и случилось. Священник Иоанн Кочуров (1871 - 1917) стал православным миссионером в Алеутской и Аляскинской епархии, а потом и настоятелем церкви в Чикаго. Он сумел построить в Чикаго новый большой храм и многократно увеличить паству.
А в 1916 году отца Иоанна назначили приходским священником Екатерининского собора в Царском Селе. И уже открывалась последняя, самая страшная страница его жития.
30 октября 1917 года красноармейцы захватили Царское Село. Начались аресты и расправы. Священников обвинили в том, что они будто бы устроили молебен за победу белоказаков, охранявших Царское Село. Протоиерея Иоанна схватили на глазах его 17-летнего сына-гимназиста, зверски избивали, долго издевались и, наконец, расстреляли. От перенесенных потрясений сын скончался через три дня после гибели отца. Прихожане погребли своего пастыря в усыпальнице под собором.
Протоиерей Иоанн стал первым священномучеником, пострадавшим от большевиков. Его канонизировали на Архиерейском соборе в 1994 году.