МЫ ПЛОХО ЗНАЕМ "НАШЕ ВСЕ"

В Москве прошла церемония вручения Новой Пушкинской премии. Прилагательное "новая" устроителям понадобилось, чтобы отмежеваться от предыдущих почивших в бозе наград имени Александра Сергеевича: академической (ее в 1909-м разделили Бунин и Куприн), недавней Госпремии РФ и Пушкинской премии немецкого фонда Альфреда Тепфера (в 20-е годы этот меценат пригонял в СССР грузовики с продуктами, а 90 лет от роду стал поддерживать российских словесников). Судя по размаху, новая награда даст фору своим предшественницам.

От других форм творческого поощрения Новая Пушкинская отличается двумя позициями. Во-первых, роль жюри здесь исполняет наблюдательный совет: предприниматель Александр Жуков (чей фонд выделил лауреату премию в 250 тысяч рублей), писатель Андрей Битов (председатель) и по одному представителю от Московского музея Пушкина (здесь проходит церемония награждения) и музея-заповедника "Михайловское" (гранты на двухнедельное проживание). Во-вторых, в особом почете оказались не писатели, а литературоведы - категория пишущих, которых испокон веку слава несправедливо обходит стороной. В новейшие времена серьезных наград удостоились, кажется, только Сергей Аверинцев (премия "Триумф") и Игорь Золотусский (премия имени Александра Солженицына).
Первым лауреатом Новой Пушкинской премии в пока единственной номинации "За совокупный творческий вклад в отечественную культуру" стал исследователь русской и западноевропейской литературы Сергей Бочаров. На церемонии награждения в Музее Пушкина выступающие ставили этого ученого в один ряд с Бахтиным. Андрей Битов, отмечая диапазон исследований Бочарова - от Сервантеса до Пруста, заметил, что "в середине есть только русская литература, ибо Марсель Пруст - продолжатель Льва Толстого". Писатель вручил Сергею Георгиевичу огромную книгу с золотым оттиском на обложке "Бочаров С. Г.". Обтянутый кожей козленка, этот фолиант внутри состоит всего из одного листа, на котором воспроизведена последняя страница рукописи поэмы "Медный всадник", датированной 31 октября 1833 года. "Пол-литра тут нет, к сожалению", - пошутил Битов и посетовал, что современный читатель плохо читает Пушкина. "Например, взять его лирическое стихотворение "Не дай мне бог сойти с ума", - продолжил Битов. - Ведь это невозможно читать без дрожи. Нам, увы, трудно понять, каково было поэту, как его крутило-вертело, когда он писал эти строки". Мысль писателя поддержал и Сергей Бочаров: "В одной работе Гаспарова есть мысль, что Пушкин для нас безнадежно закрыт в силу исторической дистанции, и представить себе душевный мир этого поэта так же трудно, как мироощущения древнего ассирийца или собаки Каштанки. Здесь есть доля правды. Современный читатель питает иллюзию, что Пушкин легкий автор, и, читая, скажем, "Евгения Онегина", думает, что он все понимает. Однако это далеко не так"...
Как бы то ни было, собравшийся на церемонию столичный литературный бомонд не выглядел таким уж не понимающим предмета. Со сцены звучали знаменитые и малоизвестные пушкинские цитаты, камерный ансамбль играл проникновенную музыку Георгия Свиридова к пушкинской "Метели", и, кажется, все уже гадали о лауреатах следующего года, которых согласно регламенту будет двое.