РУССКИЙ МАРШ: ОТКУДА И КУДА?

Многие россияне с тревогой ожидают завтрашнего праздника. В День народного единства, который по идее должен сплотить граждан, ожидается опасное мероприятие: "Русский марш". Название хорошее, но в прошлом году его участники вскидывали руки в нацистском приветствии. В этот раз акцию обещали провести под лозунгами "Кондопога - город-герой" и "Россия - русская земля". "Марш состоится, несмотря на официальный запрет властей", - уверяют организаторы шествия, участники "Движения против нелегальной иммиграции" (ДПНИ). Кто эти люди и чем занимаются? Познакомиться с ними решила корреспондент "Труда".

В три часа дня у метро "Авиамоторная" пара милицейских машин. А вот и участники пикета в защиту предстоящего шествия. Странная компания. Вместе с парнями в армейских ботинках на шнуровке в толпе маячат солидные дяди в дорогих пальто, гламурные девчонки. Здесь же величавая дама, вылитый работник торговли. А эта девушка с рюкзачком вообще похожа на Ксению Собчак. Может, я не туда пришла? Но незнакомцы устанавливают складной столик с листовками, водружают над ним флаг борцов с нелегалами. Да, те самые ребята.
- Среди этого народа я выгляжу экзотично, - признается владелица рюкзачка (оказалось, секретарь в крупном офисе) Татьяна. - В жизни ни на какие собрания не ходила. А теперь вот на пикетах бываю, на митингах листовки расклеиваю. Почти год я здесь...
Такие как Таня приходят в ДПНИ не по идейным соображениям. Случай заставил. Ей, например, надоело вступаться за своего деда, которому мешают соседи-кавказцы: врубают по ночам гортанную музыку. Хамят и угрожают деду "нэприятностями". Обращалась к участковому, но тому все до лампочки.
- Вот и подалась в борцы. Накипело! - говорит Таня.
- Конечно, к нам приходят разные люди, - говорит один из пикетчиков Игорь. - Но большинство из них на путь борьбы толкает именно то обстоятельство, что законы у нас просто не работают. Человек остается один на один с несправедливостью и чувствует себя беззащитным.
Основные претензии активистов ДПНИ к мигрантам: нелегалы хозяйничают на рынках, всеми правдами и неправдами скупают жилье у пенсионеров, продают наркотики и оружие, а гости из Африки еще и СПИД разносят. В общем, стандартный набор, без особых поправок за последние 5 лет.
- Да, да, многие африканцы больны СПИДом и торгуют оружием, - студент Кирилл в тяжелых ботинках во время нашего разговора не поднимает глаз, будто читает текст.
- А если они приезжают к нам учиться?
- Отучился, заплатил деньги - и уезжай обратно, только не с белой женщиной, - огрызается он.
В разговор вступает другой парень.
- Свастику и арматуру мы не приемлем. Я молодым объясняю, что нужно реализовываться в обществе, а не проламывать черепа, - говорит Олег, который руководит активистами в секторе Север (Москва на карте ДПНИ делится на четыре сектора).
Он записался в борцы с нелегалами после уличной стычки, когда группа гастарбайтеров из Азии избивала русского мальчишку. Тогда ему, отставному бойцу ВВ, пришлось выручать пацана. После того случая Олег написал заявление в ДПНИ. "Вот такая у меня мотивация", - объясняет он скупо. Милиционеры и военные в отставке здесь не редкость. Хотя основную массу идейных бойцов наравне со студентами составляют... менеджеры среднего звена и банковские служащие. Им-то чего не сидится в офисах?
- Нет, с жиру они не бесятся. Просто им не все равно, что происходит в стране, - с пафосом объясняет мне лидер ДПНИ Александр Белов, сам напоминающий банковского клерка. - Даже смешные случаи были: рассылаем эсэмэски с просьбой прийти на расклейку листовок, а человек отвечает, что занят, у него, видите ли, совет директоров.
Банкиры и менеджеры в ДПНИ выполняют чаще всего представительские функции. Соседство с бывшими скинхедами (и такие здесь есть) в движении их не смущает.
- Они учат нашу молодежь уму-разуму, ведут переговоры с администрацией, правоохранительными органами и коммерческими структурами, - раскрывает карты Белов.
Такими переговорами в движении также занимается специальная служба общественного контроля. Здесь принимаются конкретные жалобы граждан, страдающих от мигрантов.
- Например, недавно одного деда из квартиры пытались выселить его же квартиросъемщики с Кавказа, - рассказывает Олег. Участковый, который из их рук кормился, на жалобы не реагировал. Мы подъехали, разобрались.
Они уверяют, что разборки происходят исключительно на мирном - юридическом - уровне. Жалобщикам помогают составлять заявления, а потом относят в милицию.
- Менты-то совсем у нас не работают, потому что часто повязаны с этническими группировками, - говорит Иван Лебедев. - Был случай в Рязанской области: один выходец из Средней Азии изнасиловал 5-летнюю девочку. Милиция тормозила дело, явно за "интерес". Насильника тогда едва не отпустили. Но приехали мы, привлекли юристов, подняли местные СМИ. В итоге негодяя посадили.
Иван Лебедев рассказывает мне эту историю за столиком дорогого кафе в центре Москвы. У него приличный костюм, иномарка, свой бизнес. Вместе с двумя другими товарищами по борьбе - владельцем торговых точек на рынке и директором IТ-корпорации - он руководит дружиной. Именно это подразделение патрулирует улицы города в поисках нелегалов. Проверяют документы, если что не так - сдают подозрительных в милицию. Подобные патрули создали и питерские скинхеды. Только бритоголовые у мигрантов паспорта не проверяют. У них другие, "конкретные", методы борьбы. Чуть что - в глаз.
- Правда, сейчас патрулей стало меньше, - жалеет Иван. - Как общественное движение, мы не имеем права никого останавливать на улицах и проверять документы. Мы внедрили наших сотрудников в Московскую городскую народную дружину, у которой есть официальные полномочия. Правда, информация об этом просочилась в СМИ, и часть наших людей исключили. Но кое-кто продолжает работать. За этот год уже задержали больше сотни нелегалов.
- Для вступления в дружину нужно оформить разрешение на легальное оружие. Это обязательное условие. У меня, например, семь "стволов". Я вообще люблю пострелять, потому что заядлый охотник, - не к месту делится Иван. И тут же исправляется:
- Но вообще-то мы толерантны.
Да уж...
Иван смотрит на меня светлыми, холодными глазами - и мне становится как-то зябко. Я ведь тоже не блондинка. Это, конечно, не скинхеды, не стая, у которой чешутся кулаки от бедности, неустроенности, несправедливости. Умные, обеспеченные люди, решившие навести порядок на своей территории. "Когда власть бездействует, кто должен взять на себя ответственность?" На этот вопрос, Иван, я ответить не могу.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Анатолий Соколов, сотрудник Центра изучения общественного мнения, Москва:
- Предстоящий праздник некоторые граждане пытаются использовать совсем не по назначению. Имею в виду тех, кто собрался маршировать с представителями национал-державной партии России, Славянского союза и прочих любителей "символики". Считаю их псевдопатриотами, и меня, как православного человека, возмущает сам факт использования ими народного праздника в своих пиар-целях.
Кирилл Фролов, пресс-секретарь Союза православных граждан России:
- Совет нашей организации принял решение не принимать участия в "Русском марше", поскольку состав и истинные мотивы участников, по нашему мнению, не отвечают целям возрождения и созидания России. Мы также возмущены прозвучавшими от его устроителей оскорблениями в адрес Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Было сказано, что Святейший Патриарх - нерусский, поэтому не имеет права представлять русских. Настораживает и то обстоятельство, что под патриотическими знаменами нередко собираются лица, деятельность которых дискредитирует саму идею патриотизма.
Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир:
- Примирить всех нас способно только прощение. Прощение и смирение. Нужно уметь прощать и смирять свою гордыню ради других людей - родных, близких, своего народа, Отечества. Об этом надо думать и помнить не только в День народного единства, но и всегда, и применительно к любым проблемам. Как говорил преподобный Серафим Саровский, смирение может весь мир покорить.