Женщины на грани нервного срыва

Что общего у двух таких разных фильмов?

Они выходят на экраны одновременно — два фильма, похожие и не похожие друг на друга. Оба сняты в Питере и его окрестностях. Оба поставили женщины — дебютантки в большом кино. Оба рассказывают о семьях без мужчин. И еще за обоими стоит драматург и режиссер Наталья Мещанинова. В фильме «Привет, мама» она выступает в качестве худрука проекта. А для ленты «Край надломленной луны» написала сценарий.

«Край...» был впервые показан в конкурсной программе «Русские премьеры» Московского международного кинофестиваля, где завоевал главную награду — «Серебряный Георгий». Причем, жюри во главе с Алексеем Учителем приняло это решение единогласно, подвинув на вторую позицию фильм Татьяны Лютаевой «Единица Монтевидео», который слыл фаворитом конкурса.

Наталья Мещанинова — сценарист опытный, сильный («Аритмия», «Шторм», «Снегирь»). Сюжетную спираль фильма она и в этот раз закрутила резко. У бойкой московской журналистки Саши (Анна Шепелева) в разгар летучки раздается звонок. Мать (Виктория Толстоганова) просит старшую дочь срочно приехать в Питер, чтобы помочь с поисками 14-летней Сони (Мария Лобанова). Девушка убежала из дома, узнав, что ее отец, правду о котором скрывала мать, умер. На самом деле, он не умер (еще одна «святая» материнская ложь), но это прояснится ближе к финалу ленты.

Соня тем временем оказывается на старой, затопленной паводком семейной даче. Но там жить нельзя: с потолка капает, ноги утопают в воде. Ища еды и пристанища, девушка забирается в соседний дом, где ее обнаруживают хозяева. Вскоре сюда уже едут из Питера ее мать и старшая сестра, которые, как выясняется, не очень ладят между собой. Трем женщинам предстоит провести на берегу Финского залива несколько дней, наполненных слезами, исповедями, общими воспоминаниями, взаимными обвинениями...

В поэтике фильма есть что-то чеховское. Помните: люди пьют на веранде чай, а в это время рушатся их судьбы. Строго говоря, судьба семейства во главе с властной, авторитарной матерью потерпела крушение давно. Мать в юности «отжигала» на вечеринках, выпивала, не пренебрегала даже скоротечным сексом в туалете. Забеременев и выйдя замуж за заезжего американца, оставила старшую дочь на бабушку, чего Саша не может простить матери до сих пор. Младшая дочь росла уже без отца, она ничего не знает о нем, и это травмирует ее нежную подростковую душу.

Видимо, желая оградить детей от повторения ошибок своей разудалой молодости, мать до отказа закручивает гайки во взаимоотношениях с дочерями, внушает им правильные модели поведения: не пить, не ложиться с кем попало в постель. Но учат не слова, а собственные поступки. И здесь матери, которая прогуляла свою молодость, а затем превратилась всухую ханжу, предложить детям, с детства обделенным ее любовью, нечего. Она и сегодня не умеет разговаривать с ними, уже взрослыми, срываясь на повелительный тон. И это служит источником постоянных семейных конфликтов. Но в финале, когда вскроется правда об отце детей, забрезжит надежда на обретение этой дисфункциональной, как нынче принято говорить, семьей если не гармонии, то хотя бы простого человеческого взаимопонимания.

Жесткий по драматургии, фильм Светланы Самошиной не выглядит тяжеловесной драмой. В «Крае» есть и юмор, и поэзия северного лета, и искры взаимной симпатии, согревающие отношения Саши и дачного соседа Бориса (Артем Быстров). И есть три замечательные, ювелирной огранки актерские работы, которые хоть порознь, хоть в ансамбле можно смело выдвигать на премию «Ника». Следить за актрисами, за переливами и взрывами их эмоций — от шепотов до крика — отдельное удовольствие.

Актерская школа у нас по-прежнему на высоте. Это доказывает и фильм «Привет, мама», в котором солируют замечательные актрисы Аглая Тарасова и Дарья Савельева. Дарья получила приз за лучшее исполнение женской роли на фестивале «Окно в Европу» в Выборге, хотя было бы справедливо разделить эту награду на двоих. Актрисы играют сестер, рано оставшихся без попечения взрослых. Отца не вспоминают, пожилая мать, которая с ними давно разругалась, два года назад ушла из дома и не вернулась. Сестры живут скученно, никак не могут (или не хотят?) вступить в наследство маминым жильем и разъехаться по отдельным квартирам. Что-то их держит вместе. Может, чувство семьи, пусть и неполной, усеченной?

Дарья Савельева и Аглая Тарасова в фильме «Привет, мама» играют двух неразлучных сестер. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Вера (Аглая Тарасова) работает поваром в кафе, воспитывает двоих детей и ждет в мужья какого-то Толика, которого мы так и не увидим. Всегда одетая с иголочки 36-летняя красавица Кира (Дарья Савельева) не замужем, работает диспетчером в аэропорту Пулково. У нее пока нет детей, зато есть два женатых любовника. Один работает пилотом, он тут, под рукой, но сердце Киры к нему особо не лежит. Второй, желанный, сваливается внезапно, как снег на голову. Но после редких романтических свиданий исчезает — у него устоявшаяся жизнь, и менять ее он не хочет. А время у Киры уходит, часики тикают...

Сняла фильм сценарист Иля Малахова — жена режиссера Бакура Бакурадзе. Работала на его фестивальных хитах «Шультес», «Брат Дэян», «Охотник», писала вместе с ним сценарий для космического блокбастера «Вызов». Выпускница мастерской Марлена Хуциева, она долго не имела возможности снимать кино: воспитывала троих детей. Когда они подросли, решилась на режиссерский дебют. Основной локацией фильма стала квартира Или и Бакура в питерском районе Малая Охта, а в качестве актеров второго плана выступили их дети: Лери и Александра Бакурадзе.

Сценарий для себя Иля Малахова написала сама. Но от фильма возникает ощущение, словно жесткой сценарной основы не было, а был отчаянный режиссерский экспромт. Наверное, Малахова по ходу съемок, монтажа консультировалась с худруком Натальей Мещаниновой, но в этой ленте она показывает себя верной ученицей Хуциева. «Привет, мама» — фильм настроенческий, атмосферный, как и все картины ее великого мастера.

Кому-то может показаться, что в фильме «Привет, мама» много «случайных», «вставных» эпизодов, которые размывают и без того неторопливое, а порой и вязкое течение сюжета. Но ближе к финалу эта прихотливая импрессионистическая киноживопись сложится в цельное художественное высказывание о детских травмах, одиночестве, неприкаянности двух женских душ, обделенных материнским теплом, надежным мужским участием. Но они находят опору в себе самих, друг в дружке, в семейном тепле, в любви и сострадании к своим и чужим детям. Эта сильная и нежная авторская нота позволила фильму попасть на престижный кинофестиваль в Сан-Себастьяне, где он хорошо прозвучал.

P.S. Было бы преувеличением сказать, что два этих фильма принадлежат к прорывным явлениям в нашем кино. Это не «поколенческие» высказывания масштаба «Полетов во сне и наяву», «Осеннего марафона», звягинцевской «Нелюбви». Фильмам, как по мне, не хватает социального анализа, демографического среза. Это просто честные частные женские истории. Но на нашем инфантильном киноэкране, забитом экранизациями детских сказок, попытки взрослого разговора о взрослых проблемах поистине дорогого стоят.