НА ЭКРАНЕ НЕЛЬЗЯ, А В ЖИЗНИ МОЖНО

Госдума отказалась вернуть законопроект о рекламе пива на телевидении во второе чтение. Депутаты настаивают на полном изъятии ее с телеэкранов в "прайм-тайм" - то есть с 17 до 22 часов, а также на запрет использовать в телерекламе образы людей и животных.

Слуг народа, возмущенных рекламным "пивным беспределом", не убедил председатель думского Комитета по экономической политике Григорий Томчин. Он обращал внимание депутатов на то, что, например, введение полного запрета на показ пивной рекламы в "прайм-тайм" будет равносильно запрету на показ в это время крупнейших спортивных соревнований и даже некоторых концертов: пивные компании, как правило, выступают их главными спонсорами, и на бортиках стадионов, а также в концертных залах всегда присутствует реклама пенного напитка. В ответ коллеги обвинили Г.Томчина в прямом лоббировании интересов пивных компаний.
В конце концов Дума отложила принятие закона в третьем, окончательном чтении на недельку-две. Думцы решили немножко подумать. К какому результату это приведет?
Пивная реклама в последнее время многих уже "достала". Денег на нее компании не жалеют, созданием пивных клипов занимаются лучшие специалисты - и результат налицо: не заметить, не запомнить "пенные сюжеты" невозможно. Напрашивается вывод: агрессивная пивная реклама ведет к алкоголизации молодежи. Хотя статистика свидетельствует: если в западных странах в структуре потребления алкогольных напитков пиво занимает в среднем 40 процентов, то у нас 80 процентов приходится на водку, и лишь остальные 20 составляют пиво и вино.
Другое дело, что в отличие от Запада, где культура потребления янтарного напитка создавалась и утверждалась столетиями, в нашей стране пиво пьют "не так" и "не там". Именно этот "феномен" и подметила отечественная реклама, навязчиво демонстрирующая группы подростков, фланирующих по улицам наших городов с початыми бутылками в руках, посылающих друг друга за "Клинским" непосредственно с пляжа или иных общедоступных мест (где уже оставили после себя кучу пустых бутылок). А вот в США, Германии или Франции такой клип даже отснять не удастся: первый же полицейский немедленно арестует "артистов" за открытое употребление алкоголя в общественном месте.
У нас на сей счет - полная свобода. Стайки молодежи и даже подростков, распивающих пиво "из горла" прямо на улицах, в подземных переходах, во дворах и подъездах, в парках и скверах, - обычное явление. Это разрешено - во всяком случае, не запрещено. Удивительно ли, что после такого "свободного времяпровождения" стайки нередко сбиваются в стаи, и тогда - берегись, прохожий!
В Чехии, например, пива на душу населения выпивается вчетверо-впятеро больше, чем в России, и молодежь "не отстает" от старшего поколения. Однако распивать на улице здесь запрещено, но для желающих провести время в беседе за пол-литровой кружкой всегда найдется кабачок, где цена пива всего на крону (на рубль!) дороже магазинной. А сама атмосфера уютного заведения (вместо бульварной лавочки или ступеньки в переходе) дисциплинирует даже тех, кто не всегда может определить свою "меру потребления". В крайнем случае и хозяин кабачка не допустит скандала, а при необходимости вызовет полицию.
У нас ничего этого нет. Но депутаты озабочены иным: они не желают видеть даже приукрашенной телевизором, а потому всего лишь полуреальной картины пьянства по-российски. По принципу: я не вижу - следовательно, этого не существует.
Между прочим, кинорежиссер Ли Тамахори, снявший юбилейный, 20-й фильм о Джеймсе Бонде, говорит: "Я вырос на фильмах, полных насилия, но они не сделали меня насильником и убийцей". То есть реальная жизнь, ее обстоятельства "воспитывают" людей куда эффективнее, чем экранная. И не надо думать, что изменение телевизионной "картинки" тут же перевоспитает общество. Телевизор - это всего лишь зеркало...