ТЕАТР РОМАНСА

Ежегодные встречи молодых певцов, жюри и публики в белорусском Могилеве - одна из традиций, накопленных "Романсиадой". И хотя областная филармония - отнюдь не самое богатое учреждение, ее коллектив во главе с директором Владимиром Браиловским, известным в республике композитором, сделал все возможное, чтобы традиционный могилевский тур конкурса молодых исполнителей русского романса, затеянного 6 лет назад "Трудом", состоялся и на этот раз.

Поначалу - это тоже традиция - участников соревнования пригласил в свои уютные стены Художественный музей имени Павла Масленикова. Здесь, посреди "березовых" пейзажей местных живописцев, так естественно "расцветали" голоса конкурсантов. Соревновалось, по сравнению с другими турами, вроде бы не так много исполнителей - предварительный отбор прошли всего 12 (для сравнения: в подмосковном Остафьеве их было 35). Но что касается качества, то жюри в составе Аристарха Ливанова, Ларисы Курдюмовой, Нелли Довгалевой, Владияра и Владимира Браиловского пришлось делать очень трудный выбор. Даже самые юные демонстрировали недюжинные артистические данные.
Например, 17-летняя Ольга Бобнис из Гродно совсем недавно начала занятия вокалом, но уже поет с неподдельным чувством, и, думается, ее голос со временем еще раскроется во всей силе. А как хороша собой! Недаром ее назвали "надеждой "Белорусской Романсиады". Впрочем, и вокалом, и внешней статью с Олей вполне может поспорить 21-летняя Юлия Самойленко из Краснодарской консерватории, ставшая в Могилеве "мисс "Белорусская Романсиада". Не оторвешь глаз и от студентки Гнесинской академии Илоны Ананьиной. А мастерство, с которым она пользуется своим не очень большим, но глубоко выразительным сопрано, таково, что ваш покорный слуга даже поставил ее в своих заметках рядом с той, которая после итогового подсчета голосов жюри заняла первое место. Впрочем, не будем забегать вперед - пока речь об удостоившихся третьего. А его с Илоной разделила звонкоголосая Инга Темченко - студентка Белорусской академии музыки.
Концертный исполнитель из Гродно Александр Зверович напомнил нам о той замечательной ветви русского романса, которая на последних прослушиваниях "Романсиады" почему-то отошла в тень - имею в виду цыганское пение. Не злоупотребляя внешними техническими приемами, вроде знаменитых "рыданий", Саша тем не менее подкупил высоким эмоциональным градусом, столь характерным для этой традиции. На пару с гродненцем второе место получил 26-летний Вячеслав Резниченко из Эстонской академии музыки - отлично обученный тенор, очень уверенно (может быть, даже чуть-чуть самоуверенно) держащийся на сцене.
Когда я узнал, что с нами в Могилев в качестве конкурсанта едет солист Московского театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Дмитрий Степанович, - признаться, удивился. Дмитрий хорошо известен как одаренный оперный певец, и вроде бы ему нет нужды участвовать в каком-либо конкурсе. С другой стороны, он человек молодой, и кто может запретить 28-летнему актеру утвердить себя в ином амплуа - камерном пении? Хотя судьба первого места "Белорусской Романсиады", таким образом, решалась почти автоматически - учитывая красоту и стенобитную мощь Диминого баса, его развитое драматическое чутье, умение превратить романс в театральную сценку. Впрочем, с моей точки зрения, иногда эта театрализация становилась чрезмерной, что лишало романс его камерности, исповедальности. Все равно как если бы некий художник вздумал написать миниатюрный портрет в медальоне смачным плакатным мазком.
Тем не менее голос Дмитрия, конечно, царил и на прослушивании в музее, и на гала-концерте в зале филармонии. Однако царил не безраздельно, ибо вместе с москвичом на первую ступеньку пьедестала почета поднялась мало пока известная 22-летняя жительница Кубани, студентка столичного института имени Ипполитова-Иванова Ирина Крутова. У Иры - приятное, еще не вполне, как показалось, раскрывшееся сопрано, а вот душевная ее зрелость такова, что, скажу по совести, заставила думать о большом артистическом будущем. "Ира удивительно талантлива, она все схватывает буквально на лету и растет творчески прямо-таки на глазах", - заметила художественный руководитель и постоянная ведущая "Романсиады" Галина Преображенская.
Несколько слов о могилевских музыкантах, не участвовавших в соревновании, но без них его бы просто не было. Это чудесный оркестр народных инструментов под управлением Леонида Иванова, имеющий какой-то необъятный репертуар: нужна увертюра для гала-концерта - пожалуйста, вот вам эффектная пьеса, да еще своего, могилевского композитора; нужен аккомпанемент для "Ямщика" или для "Сомненья" Глинки, для куплетов Мефистофеля - нет проблем... С таким сопровождением воодушевленно запели даже те, кто на прослушивании, показалось, немного потерялись, - например, Наталья Поликарпова из Харькова, Анна Костенко и Любовь Сабирзянова из Ростова.
А еще хотел сказать о талантливейшей певице Елене Материнко, с которой, можно сказать, "Белорусская Романсиада" началась. Ведь именно она, воспитанница педагога Людмилы Браиловской, три года назад изумила своим сопрано публику "Всероссийской Романсиады", после чего наш конкурс получил приглашение в Белоруссию. Мастерство Лены за эти годы лишь возросло, о чем свидетельствовало ее выступление на гала-концерте. Может быть, она вновь приедет к нам на финал "Романсиады", который состоится 18 декабря в Колонном зале. Любители романса, а особенно музыкальные менеджеры, готовьтесь к ярким впечатлениям...