ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ

Участие в Олимпийских играх, восхождение на Эльбрус, хорошо оплачиваемая интересная работа, получение высшего образования. Когда-то человек в инвалидной коляске ни о чем таком не мог и мечтать. Жизнь показала, что он способен и на большее.

Сегодня в России около 14 миллионов инвалидов. Эксперты утверждают, что через несколько лет 10 процентов нашего населения будет иметь ограниченные возможности по состоянию здоровья. Если учесть, что из-за неуклонного "старения" страны становится все меньше рабочей силы, именно толковые и образованные инвалиды смогут заполнить вакансии в тех или иных отраслях народного хозяйства. Но только при создании для них специальных условий труда. За рубежом такая практика давно существует. Например, в Штутгарте инвалидов по зрению и умственным возможностям трудоустраивают на предприятия, производящие "мерседесы".
На "круглом столе", организованном Федерацией интернет-образования, шла речь именно об условиях обучения и труда людей с проблемами в здоровье. Наши законы гарантируют "обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ". Право на образование - одно из важнейших. Но как его осуществить тем, чью жизнь с ранних лет отравляют страхи и комплексы? Уже доказаны преимущества интеграции детей с ограниченными возможностями в обычную школьную среду. Общаясь со сверстниками, они приобретают друзей и лучше адаптируются в социуме, а здоровые ребята, в свою очередь, учатся пониманию и сочувствию. Гораздо хуже, когда для инвалидов создаются условия "резервации" и жизнь при собственных ограниченных возможностях протекает в условиях замкнутой среды. Самое первое, что, по мнению докладчиков, нужно сделать в школах и вузах для ребят с нарушениями опорно-двигательного аппарата, так это построить специальные лифты, лестницы и туалеты, наладить систему их сопровождения. По словам руководителя Всероссийского общества слепых Сергея Ваньшина, пока нечто подобное есть лишь в Москве.
Для детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать обычные школы, должно быть организовано дистанционное или надомное обучение. Пример здесь - столичная школа N 542, где наряду с обычными уроками учителя общаются с учениками через Интернет. Педагог высылает задания, проверяет их, устраивает электронные конференции, в том числе и в режиме реального времени. Таким способом в школе обучаются 750 детей. В комплект надомного обучения входят портативный компьютер, цифровая фотокамера, веб-камера, графический планшет, сканер, лазерный принтер, большая "научная лаборатория", цифровой микроскоп. Вся эта техника помогает ребятам получить полноценное среднее образование.
В 2003 году численность студентов-инвалидов составила 14,5 тысячи человек (для сравнения: в 2001 году было всего 5400). Список вузов, где могут учиться люди с ограниченными возможностями, тоже постепенно расширяется. Теперь это не только Московский государственный гуманитарный институт-интернат, МВТУ имени Н.Э.Баумана, Экономико-статистический институт и Московский городской психолого-педагогический университет, но и институт социального развития Новосибирского государственного технического университета, некоторые вузы Красноярска, Челябинска, Владимира, Екатеринбурга. Впрочем, высшее образование не самоцель. Главное для инвалида - возможность будущего трудоустройства. Если бы российские работодатели знали, кто именно собирал в Германии их "мерседесы", наверняка бы выделяли больше рабочих мест для инвалидов, а не 4 процента, как сейчас. Кстати, среди профессий, по которым могут работать инвалиды, есть достаточно престижные: программист, веб-дизайнер, верстальщик, специалист по компьютерным технологиям...
Участники "круглого стола" подметили одну характерную особенность: если проблемой занимаются не чиновники федерального уровня, а инвалидные организации и сами инвалиды, она решается не в пример быстрее. Кстати, поручения, которые Владимир Путин дал правительству в прошлом году по итогам встречи с общественными организациями инвалидов, по сию пору практически не выполнены. А ведь 2003 год еще в апреле указом президента был объявлен годом инвалидов.