ПРОЩАНИЕ С ЖЕЛЕЗНЫМ КОНЕМ

Депутаты Мосгордумы разрабатывают законопроект об авторециклинге. Это иностранное слово означает систему утилизации отслуживших свой срок автомобилей.

Сегодня "убитые" машины вывозят с городских улиц и отправляют на переработку за счет городского бюджета. Ежегодно Москва выделяет на эти цели не менее 20 млн. рублей, но затраченных средств не хватает: около 20 тысяч автомобилей по-прежнему доживают свой век под открытым небом. Чтобы обязать владельцев убрать с дороги брошенных железных коней, нужен особый закон.
А пока первый в России современный завод для переработки автомобильного лома, построенный несколько лет назад в Люберцах, загружен лишь на 30%. На утилизацию одного автомобиля уходит в среднем 10 тысяч рублей. Заставить граждан выложить эту сумму добровольно не получается.
Очистить город от железного хлама за счет бюджета тоже непросто. Автомобиль - частная собственность. Прежде чем убрать металлолом с дороги, нужно разыскать хозяина и снять бывшее авто с регистрационного учета. В практике ГИБДД были случаи, когда автовладельцев не удавалось найти в течение нескольких месяцев и машины вывозили без их ведома. После этого самые находчивые все-таки выходили из подполья и... подавали в суд требования о возмещении материального ущерба "в связи с неправомерным изъятием автомобиля".
Таких недоразумений не возникает в странах, где действует закон об авторециклинге, но он должен быть принят на федеральном уровне.
- С проблемой утилизации автомобилей труднее справиться в городах-миллионерах, поэтому логично, что законодательную инициативу в Госдуму по этому поводу внесет столица, - говорит заместитель председателя экологической комиссии Мосгордумы, депутат Вера Степаненко.
Московские законотворцы решают, каким образом можно воздействовать на автовладельцев. Предлагается брать плату за утилизацию заранее, уже при покупке машины. Это путь, по которому пошли страны Евросоюза. Возможно также, что транспортное средство откажутся регистрировать, пока не оплачена его будущая переработка. Еще одно предложение - обязательное страхование "на утилизацию". К наиболее мягким мерам относится договор с городскими властями: автовладелец не платит заранее, но обязуется выложить деньги на переработку автолома, когда машина придет в негодность.