17 октября 2017г.
МОСКВА 
10...12°C
ПРОБКИ
5
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 57.34   € 67.46
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВЛАДИМИР СПИВАКОВ: ДОМОЙ ВСЕГДА ВОЗВРАЩАЮСЬ С РАДОСТЬЮ

Бирюков Сергей
Опубликовано 01:01 03 Декабря 2003г.
С Владимиром Теодоровичем мы встречались последний раз год назад в Доме музыки, но тогда это было лишь блиц-интервью после концерта, в котором он выступил как желанный, но все-таки гость. Сегодня же Спиваков впервые принял журналиста "Труда" в качестве полноправного хозяина, а точнее - президента Московского международного дома музыки. Естественно, первый мой вопрос был - как же это творческий, независимый человек вдруг решился стать администратором? Ведь, наверное, от многих артистических обязательств и радостей пришлось отказаться...

- Я не администратор, - был ответ. - Таковым, во всяком случае, себя не чувствую. Думаю, администратору не удалось бы сделать то, что уже сделано за несколько месяцев. Ради чего, кстати, действительно пришлось от многого отказаться - например, снять восемь концертов в Италии. Зато я получил возможность находиться здесь в сентябре и дать бесплатный концерт в День города. А 27 сентября в Доме музыки состоялся вечер, посвященный памяти Евгения Федоровича Светланова. Во время этого вечера мы объявили, что отныне Большой зал Дома музыки будет носить имя великого дирижера.
- Теперь вам больше приходится бывать в России. Наверное, семья не очень довольна - в парижской вашей квартире жизнь все-таки, поди, комфортнее...
- Во-первых, что значит "приходится"? Наоборот, я счастлив, что так получилось. Человеку важно знать, что есть на земле место, где он нужен, где его ждут. Тем более если это место - его родина... Во-вторых, по поводу семьи - вы видите, жена Сати тоже приехала со мной, это же и ее родина... Только что мне пришлось - действительно пришлось - проехаться с "Виртуозами Москвы" по Америке. Это жесткое гастрольное обязательство, отказаться было нельзя. Но знали бы вы, как не хотелось уезжать из Москвы - пожалуй, никогда такого раньше со мной не было! Да и в поездке я большую часть времени работал над программами московского фестиваля "Владимир Спиваков приглашает", которого ждал с таким нетерпением и который вот уже несколько дней проходит в столице. Использовал любую паузу в гастрольном графике. Например, задерживается на 4 часа самолет - у меня на такой случай всегда под рукой какая-нибудь партитура, которую надо изучить. Мы вот улетали из Нью-Йорка в Москву, а у меня чемодан весом килограммов так 25. Подходит министр спорта Фетисов - бывший хоккеист, с которым оказались в одном рейсе: давай помогу... Поднял и удивился: у тебя что там, гантели?.. Я говорю: ноты! Он рассмеялся: теперь понимаю, откуда у тебя такие мышцы.
А с какой радостью я вернулся в Москву, окунулся в родную обстановку! В этом году для меня здесь так многое по-доброму сложилось... Дом музыки достроен. И я, как это изначально предполагалось, не чужд ему (хотя могло случиться и по-другому). "Виртуозы Москвы", которые 25 лет носят имя города, но никогда не имели в нем своей базы, в конце концов обрели ее. Благотворительный фонд мой смог нечто серьезное сделать для маленьких россиян - например, весь сбор от нашего петербургского концерта с пианистом Денисом Мацуевым пошел на помощь детям, больным лейкемией. Ну и наконец родился Национальный филармонический оркестр России, которым доверено руководить мне.
- После первого сентябрьского концерта критики, помнится, пощипали оркестр за недостаточно слаженную игру струнных, за "киксы" медных...
- Не забывайте, полгода назад вообще еще ничего не было. У нас еще возможен добор и в скрипки, и в контрабасы... Кстати, сейчас привез из Америки четыре хороших смычка, раздал их оркестрантам. При всех замечаниях я вижу, что оркестр на подъеме. Поверьте, через два года это будет отличная "машина" - не хуже "роллс-ройса". Для сравнения: вспоминаю некоторые наши встречи с Российским национальным оркестром, которым дирижировал почти четыре года. Случались перерывы в нашем общении - и я обнаруживал на месте коллектива настоящие афинские развалины.
- Это после того как другие дирижеры вставали за пульт - например, сын Софии Лорен Карло Понти-младший?
- Не будем уточнять. Но во всяком случае, когда РНО без меня был в Америке, мне звонили оттуда и недоумевали: как оркестр дошел до такого состояния? Что ж, отвечал я, ездок не менее важен, чем лошадь... Ну, вы знаете, мне в конце концов пришлось из РНО уйти.
- И испортить из-за этого отношения с основателем и художественным руководителем Российского национального Михаилом Плетневым.
- Не волнуйтесь, у меня лично к нему хорошее отношение.
- Все же очень хотелось бы снова видеть и слышать вас с Плетневым вместе. На днях по "Радио России" передавали вашу старую запись Первого клавирного концерта Баха, где вы чудесно дирижируете "Виртуозами", а Михаил Васильевич гениально играет своего любимого композитора на рояле.
- Желание должно быть обоюдным. С моей стороны никаких препятствий нет.
- Несколько месяцев назад вы с Плетневым случайно встретились в Министерстве культуры, и нам, журналистам, довелось наблюдать трогательную сцену, как вы вдвоем отошли в сторонку и мирно курили в уголке. Было полное впечатление, что беседуют друзья.
- Так оно и было. Вообще, когда никто не мешает, все получается хорошо.
- Вы здесь сейчас в связи с проведением Второго международного музыкального фестиваля "Владимир Спиваков приглашает". Наверное, по накатанным рельсам праздник организовать было легче, чем в первый раз?
- Как ни странно, пожалуй, наоборот. Правда, на сей раз оказали поддержку Министерство культуры России и дирекция концертных программ при нем, Комитет по культуре правительства Москвы, ряд других организаций. Но я мечтаю о временах, когда государство возьмет на себя еще большую часть расходов при проведении подобных фестивалей. А проводить их необходимо: эта высокая нота - еще один знак того, что Россия, слава Богу, наконец-то становится на ноги.
- Наверное, это из-за отсутствия генерального спонсора у вас такие высокие цены на билеты?
- Ничего, кроме огорчения, у меня самого это не вызывает. Я-то согласен играть и бесплатно, потому что дарить красоту родной публике - уже огромная радость. Но фестиваль - это множество людей. Впрочем, если сравнить, то на ожидаемые вскоре концерты Хворостовского и Паваротти билеты стоят в пять-десять раз больше, чем на самые дорогие концерты нашего фестиваля - выступления мировой оперной звезды из Америки Джесси Норман. Кроме того, в согласии с нашими традициями, установившимися в "Виртуозах Москвы" и теперь поддержанными Национальным филармоническим оркестром мы полностью повторяем программу одного из вечерних концертов днем для той публики, которая не может заплатить две-три сотни долларов за билет.
- Как удалось "заполучить" таких звезд - поет Джесси Норман, своей знаменитой ораторией "Семь врат Иерусалима" дирижирует Кшиштоф Пендерецкий?..
- С Кшиштофом - крупнейшим, по моему убеждению, мировым композитором после Шостаковича - знаком давно. Что же до Норман, то все легенды о ее капризности - огромное преувеличение. Да, она требовательна - например, во время первого фестиваля "Владимир Спиваков приглашает" захотела, чтобы артистическую Большого зала Консерватории оборудовали ванной. Просто она привыкла, что в тех залах, где обычно выступает, это есть. Но ничего, столковались на том, что поставят душ. Зато как она рвалась на наш фестиваль еще два года назад, узнав об уровне программ и их участников! Всю ночь гнала на машине из Германии в Париж, чтобы на пару часов встретиться со мной и порепетировать - другой возможности ни в ее, ни в моем графике не было. Притом это был день 11 сентября, когда случилась страшная трагедия в ее городе - Нью-Йорке... Кстати, после того фестиваля на банкете она подняла бокал и сказала: мне у вас так понравилось, что я сама себя приглашаю на следующий фестиваль!.. Летом она тяжело болела, перенесла операцию, с трудом ходила и была вынуждена отменить ряд выступлений. Например, отказалась от концерта 26 ноября в парижском театре "Шатле", чтобы сберечь силы для московского фестиваля.
- Ну а вас самого жена Сати не ругает, что взваливаете на себя все новые нагрузки - еще один оркестр, еще один фестиваль?..
- Она не вмешивается в такие дела. У нее самой масса проектов, и я в них тоже не вмешиваюсь. Честно говоря, даже книгу ее не полностью прочел. Она не обижается. Мы вообще стараемся не ревновать друг друга. Поскольку придерживаемся той точки зрения, что у любви есть куда лучшие формы проявления, чем ревность.
Вел беседу


Loading...

Почему лидер Каталонии отложил провозглашение независимости от Испании?
ЭКСТРЕННЫЙ СБОР НА ПРОТИВОРЕЦЕДИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ НЕЙРОБЛАСТОМЫ IV СТЕПЕНИ, ВЫСОКОЙ ГРУППЫ РИСКА!!! Мишаева Ксюша, 2.5г.