05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-4...-6°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВЛАДИМИР СПИВАКОВ: ДОМОЙ ВСЕГДА ВОЗВРАЩАЮСЬ С РАДОСТЬЮ

Бирюков Сергей
Опубликовано 01:01 03 Декабря 2003г.
С Владимиром Теодоровичем мы встречались последний раз год назад в Доме музыки, но тогда это было лишь блиц-интервью после концерта, в котором он выступил как желанный, но все-таки гость. Сегодня же Спиваков впервые принял журналиста "Труда" в качестве полноправного хозяина, а точнее - президента Московского международного дома музыки. Естественно, первый мой вопрос был - как же это творческий, независимый человек вдруг решился стать администратором? Ведь, наверное, от многих артистических обязательств и радостей пришлось отказаться...

- Я не администратор, - был ответ. - Таковым, во всяком случае, себя не чувствую. Думаю, администратору не удалось бы сделать то, что уже сделано за несколько месяцев. Ради чего, кстати, действительно пришлось от многого отказаться - например, снять восемь концертов в Италии. Зато я получил возможность находиться здесь в сентябре и дать бесплатный концерт в День города. А 27 сентября в Доме музыки состоялся вечер, посвященный памяти Евгения Федоровича Светланова. Во время этого вечера мы объявили, что отныне Большой зал Дома музыки будет носить имя великого дирижера.
- Теперь вам больше приходится бывать в России. Наверное, семья не очень довольна - в парижской вашей квартире жизнь все-таки, поди, комфортнее...
- Во-первых, что значит "приходится"? Наоборот, я счастлив, что так получилось. Человеку важно знать, что есть на земле место, где он нужен, где его ждут. Тем более если это место - его родина... Во-вторых, по поводу семьи - вы видите, жена Сати тоже приехала со мной, это же и ее родина... Только что мне пришлось - действительно пришлось - проехаться с "Виртуозами Москвы" по Америке. Это жесткое гастрольное обязательство, отказаться было нельзя. Но знали бы вы, как не хотелось уезжать из Москвы - пожалуй, никогда такого раньше со мной не было! Да и в поездке я большую часть времени работал над программами московского фестиваля "Владимир Спиваков приглашает", которого ждал с таким нетерпением и который вот уже несколько дней проходит в столице. Использовал любую паузу в гастрольном графике. Например, задерживается на 4 часа самолет - у меня на такой случай всегда под рукой какая-нибудь партитура, которую надо изучить. Мы вот улетали из Нью-Йорка в Москву, а у меня чемодан весом килограммов так 25. Подходит министр спорта Фетисов - бывший хоккеист, с которым оказались в одном рейсе: давай помогу... Поднял и удивился: у тебя что там, гантели?.. Я говорю: ноты! Он рассмеялся: теперь понимаю, откуда у тебя такие мышцы.
А с какой радостью я вернулся в Москву, окунулся в родную обстановку! В этом году для меня здесь так многое по-доброму сложилось... Дом музыки достроен. И я, как это изначально предполагалось, не чужд ему (хотя могло случиться и по-другому). "Виртуозы Москвы", которые 25 лет носят имя города, но никогда не имели в нем своей базы, в конце концов обрели ее. Благотворительный фонд мой смог нечто серьезное сделать для маленьких россиян - например, весь сбор от нашего петербургского концерта с пианистом Денисом Мацуевым пошел на помощь детям, больным лейкемией. Ну и наконец родился Национальный филармонический оркестр России, которым доверено руководить мне.
- После первого сентябрьского концерта критики, помнится, пощипали оркестр за недостаточно слаженную игру струнных, за "киксы" медных...
- Не забывайте, полгода назад вообще еще ничего не было. У нас еще возможен добор и в скрипки, и в контрабасы... Кстати, сейчас привез из Америки четыре хороших смычка, раздал их оркестрантам. При всех замечаниях я вижу, что оркестр на подъеме. Поверьте, через два года это будет отличная "машина" - не хуже "роллс-ройса". Для сравнения: вспоминаю некоторые наши встречи с Российским национальным оркестром, которым дирижировал почти четыре года. Случались перерывы в нашем общении - и я обнаруживал на месте коллектива настоящие афинские развалины.
- Это после того как другие дирижеры вставали за пульт - например, сын Софии Лорен Карло Понти-младший?
- Не будем уточнять. Но во всяком случае, когда РНО без меня был в Америке, мне звонили оттуда и недоумевали: как оркестр дошел до такого состояния? Что ж, отвечал я, ездок не менее важен, чем лошадь... Ну, вы знаете, мне в конце концов пришлось из РНО уйти.
- И испортить из-за этого отношения с основателем и художественным руководителем Российского национального Михаилом Плетневым.
- Не волнуйтесь, у меня лично к нему хорошее отношение.
- Все же очень хотелось бы снова видеть и слышать вас с Плетневым вместе. На днях по "Радио России" передавали вашу старую запись Первого клавирного концерта Баха, где вы чудесно дирижируете "Виртуозами", а Михаил Васильевич гениально играет своего любимого композитора на рояле.
- Желание должно быть обоюдным. С моей стороны никаких препятствий нет.
- Несколько месяцев назад вы с Плетневым случайно встретились в Министерстве культуры, и нам, журналистам, довелось наблюдать трогательную сцену, как вы вдвоем отошли в сторонку и мирно курили в уголке. Было полное впечатление, что беседуют друзья.
- Так оно и было. Вообще, когда никто не мешает, все получается хорошо.
- Вы здесь сейчас в связи с проведением Второго международного музыкального фестиваля "Владимир Спиваков приглашает". Наверное, по накатанным рельсам праздник организовать было легче, чем в первый раз?
- Как ни странно, пожалуй, наоборот. Правда, на сей раз оказали поддержку Министерство культуры России и дирекция концертных программ при нем, Комитет по культуре правительства Москвы, ряд других организаций. Но я мечтаю о временах, когда государство возьмет на себя еще большую часть расходов при проведении подобных фестивалей. А проводить их необходимо: эта высокая нота - еще один знак того, что Россия, слава Богу, наконец-то становится на ноги.
- Наверное, это из-за отсутствия генерального спонсора у вас такие высокие цены на билеты?
- Ничего, кроме огорчения, у меня самого это не вызывает. Я-то согласен играть и бесплатно, потому что дарить красоту родной публике - уже огромная радость. Но фестиваль - это множество людей. Впрочем, если сравнить, то на ожидаемые вскоре концерты Хворостовского и Паваротти билеты стоят в пять-десять раз больше, чем на самые дорогие концерты нашего фестиваля - выступления мировой оперной звезды из Америки Джесси Норман. Кроме того, в согласии с нашими традициями, установившимися в "Виртуозах Москвы" и теперь поддержанными Национальным филармоническим оркестром мы полностью повторяем программу одного из вечерних концертов днем для той публики, которая не может заплатить две-три сотни долларов за билет.
- Как удалось "заполучить" таких звезд - поет Джесси Норман, своей знаменитой ораторией "Семь врат Иерусалима" дирижирует Кшиштоф Пендерецкий?..
- С Кшиштофом - крупнейшим, по моему убеждению, мировым композитором после Шостаковича - знаком давно. Что же до Норман, то все легенды о ее капризности - огромное преувеличение. Да, она требовательна - например, во время первого фестиваля "Владимир Спиваков приглашает" захотела, чтобы артистическую Большого зала Консерватории оборудовали ванной. Просто она привыкла, что в тех залах, где обычно выступает, это есть. Но ничего, столковались на том, что поставят душ. Зато как она рвалась на наш фестиваль еще два года назад, узнав об уровне программ и их участников! Всю ночь гнала на машине из Германии в Париж, чтобы на пару часов встретиться со мной и порепетировать - другой возможности ни в ее, ни в моем графике не было. Притом это был день 11 сентября, когда случилась страшная трагедия в ее городе - Нью-Йорке... Кстати, после того фестиваля на банкете она подняла бокал и сказала: мне у вас так понравилось, что я сама себя приглашаю на следующий фестиваль!.. Летом она тяжело болела, перенесла операцию, с трудом ходила и была вынуждена отменить ряд выступлений. Например, отказалась от концерта 26 ноября в парижском театре "Шатле", чтобы сберечь силы для московского фестиваля.
- Ну а вас самого жена Сати не ругает, что взваливаете на себя все новые нагрузки - еще один оркестр, еще один фестиваль?..
- Она не вмешивается в такие дела. У нее самой масса проектов, и я в них тоже не вмешиваюсь. Честно говоря, даже книгу ее не полностью прочел. Она не обижается. Мы вообще стараемся не ревновать друг друга. Поскольку придерживаемся той точки зрения, что у любви есть куда лучшие формы проявления, чем ревность.
Вел беседу


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников