НЕВЕСЕЛАЯ ИСТОРИЯ

Села Болдино, где находилось имение Татищева, уже нет. Сохранились только руины поместья и огромный барский пруд. Здесь полно рыбаков из окрестных деревень и Солнечногорска.

Могила великого историка на старом Рождественском кладбище. Старые, покосившиеся кресты, заросшие чертополохом и борщевиком плиты, зеленые камни, когда-то бывшие обелисками. Вид заброшенного погоста печален и безнадежен. На одной из поваленных плит угадались слова: под ней покоится прах Василия Никитича Татищева.
А ведь когда-то здесь было большое село с Рождественской церковью ХVI века. В этом селе по дороге в Царскосельский лицей останавливался юный Пушкин. Вероятно, он посещал и храм. Записи об этом сохранились в Клинском краеведческом музее, а вот самой церкви уже нет.
Хаживал сюда и Татищев, которому имение Болдино досталось в 1706 году от родителей. Сподвижник Петра Великого, он был участником Северной войны и Полтавской битвы, имел боевые награды. Затем занимал должности управляющего казенными заводами на Урале, начальника Оренбургской экспедиции, основал Екатеринбург, Орск и Пермь. Пять лет был губернатором Астрахани. Тяжелые времена для Василия Никитича настали, когда трон заняла Елизавета Петровна. Она сразу невзлюбила свободолюбивого подчиненного, который ратовал за вольный труд и искал выход из тупика крепостного права. В своих записках в Сенат он предлагал сократить срок солдатской службы на 10 лет, а затем отпускать служивых на волю вместе с детьми. Но подобные предложения очень не понравились сенаторам, и в августе 1745 года государыня освободила его от должности астраханского губернатора, предписав "жить в своих деревнях, а в Петербург не ездить". И Татищев осел в Болдино.
Здесь он тоже не бездельничал: пять лет создавал масштабный труд - "Историю Российского государства с самых древнейших времен" в пяти томах. Это была первая в истории нашей страны систематизированная энциклопедия по истории, географии и экономике, с тех пор выдержавшая сотни переизданий. Работал Василий Никитич под домашним арестом: у дверей дома все время дежурили охранники сенатской роты. Существует семейная легенда о его последних днях. Якобы 14 июля 1750 года он позвал слуг и поехал с ними на кладбище, указав место, где желает быть погребенным. Дома его ждал курьер от императрицы. Курьер снял стражу и объявил, что Татищев полностью оправдан и награжден орденом Александра Невского. Гордый старик вернул орден, пояснив, что оправдывать его не в чем. А на следующий день умер. Ему было 63 года.
После революции 1917 года усадьба переходила из рук в руки, пока там не основали приют для юных преступников. Окончательно доломала поместье война, когда немецкая авиация бомбила Клин и окрестности.
О Татищеве вдруг вспомнили в 1985-м. В архитектурном институте был защищен проект восстановления усадьбы Болдино и могилы Татищева. Начинание поддержало Министерство культуры. В бывшем барском парке установили памятный знак, который с большим трудом можно обнаружить и сейчас. "Здесь жил, творил и умер В.Н. Татищев, выдающийся русский ученый историк, географ, этнограф, экономист, сподвижник Петра Первого, видный государственный деятель", - гласит полустершаяся надпись. Увы, на этом дело и закончилось.
Сейчас парк, пруд и могила находятся в полном забвении. Коряги, грязь, ржавые консервные банки, обломки ограды и булыжники... Конечно никаких цветов на могиле.
"Умопросвещения - вот чего он желал своему народу, - писал о Татищеве его великий последователь Василий Ключевский. - Но основанного не на рабском подражании Западу, а на его действительных потребностях и нуждах. И чем пристальней мы будем всматриваться в труды родоначальника российской истории, тем больше будет возбуждать он наше удивление и восхищение".
Может быть, стоит послушать Ключевского и "всмотреться", пока не поздно?