КТО ВЗОРВАЛ ЮГОСЛАВИЮ

Председатель Торгово-промышленной палаты России Евгений Примаков заявил в Гааге, что принять приглашение Слободана Милошевича выступить в качестве свидетеля защиты на проходящем в Международном трибунале для бывшей Югославии процессе его заставила гражданская совесть.

В интервью специально для "Труда" Евгений Примаков отметил, что, будучи руководителем Службы внешней разведки, министром иностранных дел, председателем правительства России, он "стал свидетелем многих событий в Боснии и Косово". В этой связи он выразил уверенность, что его выступление в качестве свидетеля на процессе над Милошевичем может помочь правосудию.
Процесс Евгений Примаков охарактеризовал как "суд с обвинительным уклоном". В то же время он признал: "Я говорил так, как я считаю нужным, и меня слушали. Думаю, ценность моих показаний заключается в том, что я не защищал кого-то априори только потому, что хотел его защитить, а исходил из объективной реальности и не хотел, чтобы на Слободана Милошевича возводили напраслину в тех вопросах, в которых я разбираюсь".
"Позиция Милошевича, - сказал Примаков, - состояла в том, чтобы избежать ущерба сербскому народу и достичь мирного решения конфликта на территории бывшей Югославии". В то же время, по словам российского политика, администрация Клинтона проводила курс на ослабление Сербии и завершение распада Югославии. События в Боснии он охарактеризовал как "гражданскую войну, которая подпитывалась вмешательством извне". Примаков сообщил, что во время встречи с ним в Белграде в 1993 году Слободан Милошевич категорически отверг утверждения, что он якобы стремится к созданию "Великой Сербии".
Бывший премьер заявил далее, что на конференции по урегулированию югославского кризиса в Женеве югославский президент всегда высказывался в пользу соблюдения двух принципов: равенство всех этнических групп и принятие решений на основе консенсуса их представителей.
По мнению Евгения Примакова, события в Косово стали результатом эскалации албанского экстремизма и провокаций Освободительной армии Косово (ОАК). Он отметил, что первоначально США включили эту организацию в список террористических. Затем Запад стал считать ОАК чуть ли не средством достижения свободы и справедливости для албанского населения Косово. "Согласно имевшейся у российских ведомств информации, подкрепления для ОАК поступали из Албании", - сказал он.
Что касается работы так называемой Контактной группы по Косово, Евгений Примаков отметил, что два фактора в ее деятельности подпитывали сепаратистов ОАК: западные страны рассматривали их как "борцов за справедливость" и стремились любой ценой избежать формулировки, что проблема Косово должна быть решена в рамках Югославии.
Евгений Примаков сообщил, что Запад оказывал на Россию очень сильное давление, чтобы она согласилась с применением силы против Югославии в связи с ситуацией в Косово. По его словам, тогдашний министр иностранных дел ФРГ Клаус Кинкель даже направил ему письмо, от которого "остался привкус угроз". Россия же выступала за политическое разрешение проблемы.
"Резолюция на переговорах в Рамбуйе в 1999 году была предложена в ультимативной форме", - сказал бывший российский премьер и разъяснил, что эта резолюция была в основном приемлема для Белграда, кроме одного пункта, который предписывал международное военное присутствие в Косово. Целью западных стран, подчеркнул свидетель Примаков, было - добиться развертывания в Косово сил НАТО.
Бывший российский премьер рассказал, что через шесть дней после начала натовских бомбардировок Югославии он по просьбе президента Франции Жака Ширака ездил в Белград, чтобы узнать, "поступали ли от Милошевича сигналы, пусть даже небольшие, которые могут позволить прекратить бомбардировки". Такой сигнал он получил: Милошевич был готов вывести все югославские войска из Косово, если НАТО отведет свои находившиеся в Македонии войска от границы с СРЮ. Однако когда его самолет вылетел из Белграда, начались бомбардировки белградского аэропорта. "Военные действия НАТО против СРЮ без санкции Совета Безопасности ООН подрывали международный порядок", - заключил Евгений Примаков.