11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

В ПОИСКАХ ЧИСТОГО ВЫХЛОПА

Ястребцов Геннадий
Опубликовано 01:01 03 Декабря 2004г.
Обратного хода, понятно, быть не может - абсурдно звать людей к экологически чистой телеге, влекомой каким-нибудь гнедым или серым в яблоках. Но ведь и мириться с жизнью под ядовитым атмосферным колпаком никому не хочется. Вот данные, обнародованные статистическими службами. Грязные автомобильные выхлопы составляют в нашей стране 40 процентов общих объемов промышленных "диверсий" в атмосферу. В 235 российских городах 64 миллиона человек (почти третья часть всего населения) живут в условиях значительного превышения предельно допустимой концентрации вредных веществ в воздухе. В наихудших условиях находятся жители крупных промышленных центров, где на долю автомобилей приходится более 70 процентов выбросов, а в Москве - почти 90 процентов.

Подобная ситуация и в других промышленно развитых странах. Поэтому ученые и конструкторы ведут поиск альтернативных, более чистых видов моторного топлива, работают над усовершенствованием двигателей.
Недавно пришла интересная информация из-за океана. Первая в Северной Америке заправочная станция для автомобилей, работающих не на бензине, а на водороде, открылась в Вашингтоне. Она стала частью демонстрационного проекта, разработанного под эгидой министерства энергетики США.
Проект предусматривает создание еще нескольких аналогичных станций. Американцы полагают, что уже к 2010 году можно будет сделать подобные машины экономичными и начать их серийное производство.
Эти усилия пользуются поддержкой администрации, которая намерена ассигновать на научные исследования и конструкторские разработки в данной области в течение следующих пяти лет 1,7 миллиарда долларов.
Активные работы в этом направлении ведут Япония и некоторые страны - члены Европейского союза. А год назад 15 государств, включая США и Россию, подписали в Вашингтоне соглашение, предусматривающее научное сотрудничество в разработке автомобильного двигателя на водороде.
Хотел бы заметить, что для нашей страны научный поиск и исследования в этом направлении отнюдь не новость. Лет пятнадцать назад известный специалист в области механики, физики и теоретических основ авиационной техники академик Владимир Васильевич Струминский дал мне почитать свою статью "Топливо будущего - водород". Статью эту, кстати, академик написал еще в 70-х годах, и она произвела настоящую сенсацию. Ее тут же перевели на английский язык, она была напечатана в газете "Вашингтон пост".
- В Новосибирске, - рассказывал Струминский, - мне впервые в мире довелось испытать автомобильный двигатель на бензине с добавками водорода и весьма существенными - вплоть до использования его в чистом виде. Испытания показали: КПД двигателя значительно возрос и, главное, выхлоп стал чистым...
Я в этом смог и сам убедиться, прокатившись вместе со Струминским в Москве по Ленинградскому шоссе на "Волге" ГАЗ-24, бак которой был заполнен жидким водородом.
Однако надо признать, что, несмотря на успешные испытания (они продолжаются и по сей день), водородные двигатели у нас пока не получили массового распространения. Да и в мире поиск "чистого" моторного топлива идет не только по этому, но и по другим направлениям. Сейчас более чем в 50 странах заметно активизировалась работа по замене бензина альтернативным топливом, прежде всего природным газом. Только за последние пять лет парк автомашин на этом топливе увеличился в полтора раза и уже достиг двух с половиной миллионов.
Европейский союз в конце 2001 года выступил с предложением перевести на газ к 2020 году 23,5 миллиона автомобилей (это примерно 10 процентов от их общего количества на континенте). Япония намерена к 2010 году перевести на газ примерно миллион своих машин. Задачу газификации транспорта успешно решает Германия, которая в этом деле становится европейским лидером.
- Направление выбрано верное, - поясняет председатель совета Российской национальной газомоторной ассоциации Виктор Стативко. - Ведь выхлопы наиболее вредных компонентов двигателей, работающих на метане, в несколько раз менее опасны, чем выхлопы бензиновых или дизельных двигателей...
Несмотря на явные преимущества, газ в моторах отечественных автомобилей приживается пока слабо. В свое время в этом деле произошел настоящий "бум". К 1990 году только в европейской части нашей страны при активной поддержке государства было построено более 350 мощных автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). Счет газобаллонных автомашин шел на сотни тысяч. Но потом все застопорилось. Государство на этот проект средств не выделяло, а частные компании были озабочены совсем другим. И только года четыре назад парк газобаллонных машин начал снова расти. Однако инвестиций по-прежнему не хватает. Всего действует пара сотен АГНКС, что позволяет обеспечить экологически чистым топливом 200 тысяч автомобилей. Маловато, конечно. Но все же заметна тенденция к увеличению числа газовых заправок и наращиванию выпуска соответствующей аппаратуры. По утверждению специалистов, имеется реальная возможность перевести на природный газ более чем 80 моделей автотранспортных средств, в том числе пассажирских автобусов и сельскохозяйственной техники. Экономически дело весьма выгодное - газ в моторах пока вдвое дешевле самого дешевого бензина.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников