В ГОСТИ К МАМЕ

Главный монумент Мамаева кургана на ремонте. Но посетители мемориального комплекса об этом даже не догадываются. Почти все работы строители выполняют в чреве памятника. Внутрь ведет небольшая дверь в постаменте. Сюда мы пришли вместе с Валентиной Клюшиной. Она - заслуженный строитель России, заместитель директора комплекса. Нет, наверное, на свете человека, кто бы знал о памятнике-ансамбле больше, чем она.

- Заменили всю электропроводку, - показывает Валентина Николаевна. - Установили новую автоматику системы контроля и диагностики натяжения канатной арматуры. Кстати, расчет ее в свое время выполнил известный инженер Николай Никитин. Он же выстраивал канатную паутину Останкинской телебашни. Внутри корпуса монумент поддерживали 99 канатов. В этом году их стало на 18 больше.
Датчики следят и за состоянием бетона. Раньше это делалось дедовским способом. На месте, где была замечена трещинка, ставили алебастровую заплатку. И смотрели: если трещина проступала, значит процесс пошел, ну а если нет, то пронесло. Теперь эту работу поручили ультразвуковому тестеру. Он постоянно прозванивает все "тело". Состояние бетона - головная боль дирекции с момента открытия комплекса. Дело в том, что уже через 5 лет после окончания строительства скульптуре потребовалась серьезная помощь. Меняли меч и заливали корпус защитным покрытием. Оно продержалось... меньше года. В 1986 году провели повторные работы. На этот раз использовали специальный состав от "оборонки", которым покрывали даже поверхности подземных ракетных шахт. Но и его хватило всего на полгода. В конце концов было принято решение вообще ничем не покрывать корпус, а возникающие трещинки оперативно заделывать. Так и стоит Родина-мать по сей день.
И у меча своя особая история. В один из апрельских дней 1967-го, то есть за полгода до открытия, главный инженер "Волгоградгидростроя" Юрий Абрамов шел на стройку и услышал, как ребятишки, глядя на монумент, спорят, отчего меч в руке Родины-матери так сильно раскачивается. Абрамов поднял голову и ужаснулся... Было установлено, что инженеры, проектировавшие меч, не учли данные многолетних наблюдений за розой ветров. Потому широкой гранью он был обращен на восток, откуда часто дует сильный ветер. Срочно в титановом корпусе сделали несколько отверстий, пропускающих воздушный поток. А внутри установили виброгасители. Такие, как и в ракетных шахтах. Благо их делали в Волгограде на заводе "Баррикады". Но все равно меч надо было менять. Его потом выполнили не из титана, а из более легкого стального сплава. При этом конструкцию предварительно "продули" в ЦАГИ.
Но, пожалуй, самая любопытная история, связанная с главным монументом на высоте 102,0 (так обозначался курган на фронтовых картах), относится к периоду его строительства. Мало кто знает, что скульптура первоначально задумывалась Евгением Вучетичем иначе. Родина-мать должна была стоять с красным знаменем, а рядом - и коленопреклоненный боец. К вершине по проекту вели две грандиозные лестницы. Но когда их уже построили, Вучетичу вид не понравился, и он решил изменить замысел. Лестницы сломали, стали делать дорожку-серпантин.
Родину-мать автор оставил одну, убрал и помпезный постамент, повторявший тот, на который Вучетич поставил своего солдата-освободителя в берлинском "Трептов-парке". Зато главная женская фигура выросла до 52 метров. Пришлось срочно "пригрузить" основание, чтобы оно могло выдержать 85-метровый (вместе с мечом) монумент, весящий в итоге 8 тысяч тонн. Покоится он теперь на насыпи, в которую тогда уложили 150 тысяч тонн грунта.
Мы продвигаемся внутри монумента, а Валентина Николаевна рассказывает одну за другой истории из биографии этой бетонной женщины, ставшей одним из узнаваемых в мире символов нашей Победы. Поначалу, как известно, Вучетич изготовил гипсовый вариант Родины-матери высотой 5 метров 20 сантиметров. Его разбили на квадраты и каждый отдельно отливали в бетоне в увеличенном во много раз размере. Для этого надо было сделать специальные лекала, а по ним опалубку. Лекала делали в Москве и на грузовиках везли в Волгоград. Большая их часть в пути билась. Тогда решили работу выполнять на месте. Специальным постановлением обкома партии для этих целей освобождался один из цехов завода "Газоаппарат". А Вучетич по-своему отблагодарил коллектив предприятия - подарил заводу копию известной скульптуры "Перекуем мечи на орала", оригинал которой стоит у здания ООН в Нью-Йорке. До сих пор произведение скульптора украшает вход в заводоуправление.
Кстати, в прежние времена войти в маленькую дверь, ведущую внутрь, можно было, только заручившись разрешением КГБ. Сегодня многое изменилось вокруг Матери. Внутри же, по существу, все так, как и было 38 лет назад, когда открытие мемориала отмечала вся страна.