Беллини на Арбате

Вот так неожиданно, в исполнении двух певиц, выглядит классическая пара Ромео и Джульетты в опере Беллини, впервые приходящей на московскую сцену. Фото предоставлено постановщиками спектакля
15:45 03 Декабря 2019г.
Опубликовано 15:45 03 Декабря 2019г.

О Ромео и Джульетте не по Шекспиру


Возможно, те, кто придут 13 декабря в Центральный Дом актера на Старом Арбате, станут свидетелями рождения новой серьезной театральной инициативы. Выпускники мастерской знаменитого оперного режиссера Георгия Исаакяна в ГИТИСе, объединенные молодой постановщицей Елизаветой Корнеевой, представят публике малоизвестную у нас оперу Винченцо Беллини «Капулети и Монтекки».

Мы ленивы и нелюбопытны – тысячу раз был прав Александр Сергеич. Любим хорошо известное и проверенное старое – и совсем не хотим познавать новое (оно же прочно забытое старое). Репертуар наших оперных театров, как правило, затёрт до дыр – ставится всё время один и тот же джентльменский набор из мейнстрима: «Онегин», «Пиковая», «Травиата», «Кармен», «Тоска» (возможны лишь небольшие вариации). Считается, что иначе не пойдёт зритель, а в эпоху эффективности касса важней всего! И как же здорово, что несмотря на всю инерцию нашей оперной жизни сквозь асфальтовую толщу традиционной театральной индустрии медленно, но верно прорастает молодая и дерзкая частная инициатива – иммерсивные оперные дома, опера в мюзик-холле, наконец – опера на Арбате... Это и есть та самая конкуренция, рынок, альтернатива – иными словами, вызов всяческой категоричной монополии.

В Центральном Доме актёра не побоялись рискнуть с редким названием и приютили у себя дипломный спектакль выпускников мастерской Георгия Исаакяна в ГИТИСе. При этом краткий этюдный замысел разросся на Арбате до полноценного трёхчасового спектакля, в котором партитура «лирической трагедии» Винченцо Беллини «Капулети и Монтекки» звучит в полном объёме, без купюр. И заметим – не в концертной, а в театральной версии, что впервые случается на отечественной сцене за почти двести лет!

Ещё в студенческие годы неистовую любовь к Беллини обнаружила в себе молодой режиссёр, лауреат IV международного конкурса молодых оперных режиссёров «Нано-опера» (2019) Елизавета Корнеева, недавно ставшая постановщиком Красноярского театра оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского. По первому образованию она музыкант, певица и уж точно собратьев-певцов не продаст, не обидит, в дурацкое положение не поставит (чем сплошь и рядом грешат в своих сценических фантазиях её коллеги без музыкального образования и чутья). Что из всего этого вышло, можно будет увидеть и услышать 13 декабря в фойе Большого зала Доме актёра, где дополнительную плотность театральной атмосфере придадут весьма подходящие к веронскому сюжету грот с колоннадой и сводами, высокие винтовые лестницы, кирпич, как на Таганке, акустика почти как в храме…

Чрезвычайно интересно и то, что вечная история любви Ромео и Джульетты у Беллини развивается отнюдь не по Шекспиру. Ведь эта опера, как известно, создана по староитальянским хроникам (Маттео Банделло и другие авторы поры Возрождения, жившие на доброе столетие раньше своего британского коллеги). Персонажи – те же, но характеры и логика действий подчас совершенно иные. Впрочем, общечеловеческое звучание драмы делает ее современной во все эпохи, и потому у нынешнего спектакля – вполне сегодняшняя рамка. Персонажи давно минувших дней одеты, как мы с вами, ведут себя, как люди нашей повседневности, а вот чувства и мотивы – те же, что испокон веков: любовь, поиск смысла жизни. И, конечно, это новая волна размышлений на вечную тему мужское/женское.

Крайне необычна роль Ромео, в соответствии со старыми театральными традициями исполняемая артисткой-травести – высоким колоратурным меццо-сопрано. Главный титульный герой у Беллини (Мария Козлова-Юрковская), в отличие от шекспировского влюблённого поэта и повесы или от слащавого неженки у Гуно – суровый, при всех своих лирических чувствах, воин и достаточно кровожадный, склонный к авантюрам политик. Шекспировская Джульетта, смело и безоглядно берущая свою судьбу в собственные руки, в опере Беллини превращается в покорную дочь, натуру сомневающуюся, рефлексирующую, нерешительную (Анна Водопетова/Валерия Бушуева)...

Шекспировский двоюродный брат Джульетты Тибальт у Беллини становится её ненавистным женихом, тенором Тебальдо (Богдан Галяпа/Игорь Горбань). С трудом узнаете вы и отца Джульетты – лорд Капулети оборачивается синьором Капеллио, этаким предводителем одной из ветвей веронской мафии (Артём Борисенко/Игорь Витковский).

И едва ли не третьим главным героем спектакля (во многом за счёт оригинального и амбивалентного пластического решения) становится Лоренцо (Иван Марков) – отнюдь не старый добрый пастор, помогающий влюбленным, как у Шекспира, а семейный врач, держащий в руках все тайны воюющих веронских фамилий. Да, в Вероне (читай – в Чикаго/Москве/далее везде) идет война кланов. В ней так все запутанно, что иной раз кажется – Лоренцо тайно влюблён в Ромео и ревнует его к Джульетте, даже пытается стать ею, присваивая её сущность и облик. Отчего куда как зловеще и готически воспринимается сцена усыпления героини и фатальный выстрел в финале…



ВАДА на четыре года отстранило Россию от участия в международных соревнованиях. Это хорошо или плохо?