ТРИНАДЦАТЬ В УМЕ

Просматривая календарь знаменательных дат на нынешний год, натолкнулся на такую особенность - в качестве первого знаменательного события в нем обозначено: "С 1 января 2001 года вводится в действие вторая часть Налогового кодекса (главы о налоге на добавленную стоимость, о введении единой ставки подоходного налога)". Вот такая по-деловому сухая первая строка календаря, знаменующего, как известно, начало нового года, нового века и нового тысячелетия.

За этим фактом видится некий смысл: какими бы космическими масштабами ни измерялась только что состоявшаяся смена великих вех, любого человека всегда будут волновать среди прочего извечные вопросы его бытия: что станет с его семейным бюджетом в году наступившем, насколько повысятся цены, не задушат ли налоги его доходы?
Следуя хронологии календаря, с налогов и начнем. Итак, наконец-то свершилось: установлена единая цифра единой ставки подоходного налога, из-за которой ломали в свое время столько копий депутаты и финансисты. Отныне с любой зарплаты, независимо от ее размера, работающие россияне будут отдавать государству в виде налога ровно 13 процентов. Отменяются сложные, порою понятные лишь бухгалтерам таблицы, "нарастающие" суммы налоговых платежей и, что немаловажно, ежемесячный взнос в Пенсионный фонд в размере одного процента.
Проведем несложные расчеты. Скажем, в прошлом году вы зарабатывали три тысячи рублей в месяц, и в год ваш налог составлял вместе с отчислением в Пенсионный фонд 4637 рублей. Нынче при той же зарплате он будет равен 4680 рублям. Разница, как видим, хоть и маленькая, но "минусовая" - вам предстоит платить в виде налогов на 43 рубля больше, чем в прошлом. Между тем тех, кто зарабатывает в России примерно такую сумму, - огромное число.
Зато повезло тем, чей доход перевалил за отметку в три тысячи рублей и больше. Расклад, например, при заработке в 10 000 рублей выглядит так: раньше подоходный налог составлял у них 21 200 рублей в год, нынче - 15 600, или на 5600 рублей меньше. Выводы пусть каждый сделает сам...
Не меньшие споры вызвало и введение так называемого единого социального налога. Он вступил в действие с 1 января и вызвал особое сопротивление со стороны профсоюзов, ибо, по их мнению, ущемлял многие определенные еще при социализме и сохранявшиеся до последней поры социальные льготы. Время покажет, кто прав: правительство или профсоюзы. Скажем только, что бюджет фонда социального страхования на 2001 год заложен в том же объеме, что и в году прошедшем. Значит, льготными путевками в санатории и в дома отдыха смогут по-прежнему воспользоваться миллионы граждан. Более того, отдельной строкой в бюджете заложено 620 млн. руб. на содержание и развитие детских и юношеских спортивных школ.
От детских школ перейдем к пенсионерам и ветеранам труда. Как сообщил в последнюю неделю ушедшего года председатель Пенсионного фонда России Михаил Зурабов, в январе ожидается указ президента, который призван решить острую на сегодняшний день проблему: значительной части пенсионеров выгоднее бросать работу и уходить на полную пенсию. Указ поможет ветеранам, которые получают мизерные зарплаты в бюджетной сфере, хоть как-то повысить свои доходы. Добавим: с 1 января восстанавливается статус участника Великой Отечественной войны для ленинградских блокадников. На днях подписан Указ президента о направлении в Пенсионный фонд дополнительно 3 млрд. руб. с тем, чтобы улучшить условия жизни в домах престарелых и инвалидов.
На этой оптимистической ноте можно бы и закончить, тем более что экономисты и политики практически единодушно заявляют: в обозримое время реальных предпосылок к серьезным сбоям в российской экономике все-таки нет. Поэтому, судя по всему, нет и причин опасаться за пусть минимальные, но все же положительные сдвиги в социальной сфере, которые ожидают многих в нынешнем году. При этом мы знаем: чуда не будет, в одночасье миллионы россиян, живущие сегодня ниже черты бедности, завтра богатыми не станут: цифры роста реальных доходов в 2001 г., по разным оценкам, составят от 5 до 15 процентов. И все же в конце тоннеля появился хоть какой-то свет. Появились проблески социальной уверенности. А это, согласитесь, уже кое-что.