10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПИЛИТЕ, ВИТАС, ВАМ ЗАЧТЕТСЯ

Строганов Юрий
Опубликовано 01:01 04 Января 2001г.
Когда на арену цирка выходит иллюзионист и начинает колдовать, щемящему желанию увидеть волшебство мешает порой осознание: это лишь ловкость рук. Тем не менее когда Витас Сальджюнас стал выполнять у меня перед глазами "простые" трюки, я на все это в который раз глядел вполне ошалело. Обычный шарик то исчезает из его ладони, то появляется. А вот платок - Витас крепко-накрепко завязывает его уголки, дает мне потуже затянуть узел, но, когда я сам встряхиваю его, он вновь оказывается развязанным. Как?

- Это классика, - говорит Витас. - Такое может сделать любой начинающий иллюзионист.
И демонстрирует мне фокус собственного изобретения. Я кладу в крошечный деревянный выдвижной ящичек спичку, которую предварительно ломаю. Витас дает мне осмотреть ящичек - там больше ничего нет, задвигает его и тут же выдвигает. А спичка уже целая. Я еще раз заглядываю внутрь, кручу хитрое устройство в руках. Куда делась поломанная спичка? Внутри нет места, куда ее можно было спрятать. Поверхности отшлифованы. Ничего не понимаю.
- Это мой секрет, ноу-хау, - полушутливо отвечает фокусник.
Витас Сальджюнас - физик, а на досуге - иллюзионист. Раньше выступал в цирке, сейчас иногда балуется фокусами перед народом, но теперь считает свое "колдовство" увлечением. Вместе с другими "кудесниками", проживающими в Литве, создал клуб иллюзионистов, в котором идет обмен идеями новых трюков, написал книгу о фокусах. По словам Витаса, создать что-то по-настоящему новое уже очень трудно. Чаще всего иллюзионисты, в том числе известные, совершенствуют классические номера.
- Вот Копперфильд перепиливает ассистента циркулярной пилой. Замечательно поставленный фокус, но в своем классическом исполнении он известен очень много лет, - рассказывает Сальджюнас. - Существуют десятки способов "перепиливания" человека. Самый простой - когда ассистент поджимает ноги, переносит их через пилу и вновь высовывает с другой стороны. А пока он это делает, "жертву" в ящике иллюзионист поворачивает головой к зрителям, и те не видят, что ступни на несколько секунд исчезают из отверстий. Есть способы "перепиливания" человека с участием двух ассистентов, скрытых в ящике, с использованием муляжей, изображающих ноги.
- И никакой мистики?
- Разумеется. Никаких сверхъестественных способностей у иллюзионистов нет. Просто для очень сложных трюков нужны очень большие деньги. И тренировки.
- Ну а как же в таком случае летает Копперфильд?
- Я уверен, что весь секрет в тончайших прочнейших нитях - в США такие изобретены. Они носят иллюзиониста по воздуху. Нити связаны со сложными механизмами, двигателями, которыми управляет компьютер. Известный и довольно простой фокус с летающей палкой тоже на этом основан: иллюзионист управляет тростью, используя почти невидимые нити.
- А как вы объясните другой невероятный трюк Копперфильда: исчезновение вагона?
- Я обратил внимание на то, что это представление происходит в депо. Предполагаю, что весь секрет в подъемных механизмах, которые опускают вагон в нижнее помещение. Конечно, нужно решить еще немало задачек, чтобы это происходило незаметно, чтобы была полная иллюзия исчезновения вагона. Но это дело техники и наличия средств. Как физик имею основания думать, что статуя Свободы в другом трюке выдающегося иллюзиониста "исчезает" благодаря применению киноаппаратуры. Но повторяю: все эти механические, оптические иллюзии очень сложны, дорогостоящи, так что честь и хвала творцам таких фокусов!
Над любыми предположениями о существовании "сказочных" возможностей и "сверхъестественных" сил Сальджюнас смеется. Дело в ловкости рук, тренировке и технике, говорит он.
- Знаете, чем, на мой взгляд, был знаменит Кио-старший? Он усовершенствовал известные трюки и приспособил их для показа на манеже. То есть зрители видят фокус со всех сторон, и, например, "перепиливаемого" ассистента уже нельзя показать только со стороны головы. Все это сильно усложняет технику иллюзии и повышает ее убедительность.
- Если мистики нет, то что же помогало великому фокуснику Гарри Гудини, обмотанному цепями с замками, помещенному в сундук и брошенному в реку, за считанные секунды освобождаться из плена?
- Это, кстати, опасный трюк. Если не рассчитаешь свои возможности, можешь погибнуть. Но основан он не на мистике.
По словам Витаса, секрет в потрясающем умении известного иллюзиониста владеть телом. Например, по-особому напрягать мышцы, когда заковывают в цепи, чтобы потом легко их сбросить, в способности прятать на теле отмычки, в замках, иные из которых устроены так, что на самом деле легко поддаются открытию. Но как бы там ни было, риск в этом трюке был слишком велик, потому что у закованного в цепи человека, помещенного в сундук, оставалось слишком мало времени, чтобы выбраться из воды.
- А вам приходилось исполнять опасные фокусы?
Однажды Сальджюнас получил настоящее ранение ножом. По сценарию трюка "факир" накрывал ассистента простыней и вонзал ему в голову вилки и ножи. Человек, естественно, оставался невредимым. Обычно "факиром" был сам Витас, но в тот раз не оказалось опытного ассистента - концерт был на выезде в селе, и фокусник сам занял его место, поручив исполнять роль "факира" малоопытному коллеге.
- Тайна трюка в том, что ассистент, когда его накрывают простыней, незаметно подкладывает вместо головы кочан капусты. А у нас так вышло, что капусты не оказалось, и я взял круглую буханку хлеба. Пристроил ее. И вот "факир" вонзает мне в "голову" вилки одну за другой, зал ахает, коллега входит в раж и с размаху вгоняет в буханку нож, забыв, что это все-таки не кочан. И я чувствую сильный колющий удар по голове. К счастью, пробить мой череп не удалось. Постарался, чтобы зрители ничего не заметили, кое-как покинул сцену. Однако больше никогда буханку для таких трюков не использовал и роль "факира" никому не передавал...
Витас избегает и трюков, связанных с "похищением" предметов из карманов зрителей. Сделать-то это несложно, только вот коллеги Сальджюнаса попадали в неприятные ситуации. Однажды фокусник незаметно изъял у зрителя бумажник и вернул под хохот зала, вызвав "обкраденного" на сцену. И тут обиженный человек пересчитывает деньги в бумажнике и заявляет, что не хватает крупной суммы. Тут уж лицо вытянулось у иллюзиониста.
Человек, владеющий этим искусством, действительно мог бы принести немало бед. Хорошими фокусниками Сальджюнас считает, например, некоторых карточных шулеров. Он рассказал о любопытном случае. Шулеры обчистили игрока, но не знали, что у того друг - известный иллюзионист. Фокусник, услышав о беде товарища, сел за карточный столик, быстро "обыграл" шулеров и вернул другу потерянные деньги.
- А трудно стать иллюзионистом?
- Витас увлекся фокусами в детстве. Со школьных лет собирал сведения о трюках, учился их выполнять. Настоящим иллюзионистом можно стать лишь в процессе долгих упражнений. Правда, при наличии денег и желании повеселиться для некоторых трюков почти не требуется тренировок. Оказывается, существует целая индустрия для "кудесников". Сальджюнас показывает западный каталог: можно заказать сотни специальных изделий, чтобы демонстрировать фокусы. Вот палочка, из которой извлекаются носовые платки, а сама она при этом исчезает. Стоимость - 69 долларов. А вот "волшебные" платочки - между двумя "ниоткуда" возникает третий. За них пришлось бы заплатить 55 долларов.
Однако настоящий мастер может обойтись и без этих технологических хитростей. Прошу Витаса показать что-нибудь самое простое. Он берет игральную карту, и она начинает скакать у него между пальцами, исчезает, вновь возникает в ладони. Я всматриваюсь, чуть ли не касаясь носом, пытаюсь уличить фокусника в маленьких технических хитростях, но ничего не замечаю. Карта как бы сама по себе пропадает и возвращается. Вот тебе и ловкость рук. Ничего не понимаю...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников