10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПУТЬ, ИСТИНА И ЖИЗНЬ

Антонов Михаил
Опубликовано 01:01 04 Января 2002г.
Наступающее Рождество Христово - светлый и радостный праздник.В этот день в храмах священнослужители произносят умилительные проповеди, в которых чаще всего рассказывается о том, что новорожденному Спасителю волхвы принесли золото, ладан и смирну,и в конце задается вопрос: а что же мы принесем Господу? Напоминают нам, что лучшим нашим даром станут Вера, Надежда и Любовь. И далее следуют проникновенные толкования, какими должны быть подлинная вера, подкрепленная добрыми делами, надежда со всегдашним упованием на милосердие Божие и воистину Божественная любовь, когда человек готов отдать душу (жизнь) свою за друзей своих. Дома во многих семьях читают, например,из "Лета Господня" Ивана Шмелева, как отмечали этот праздник наши предки.

Но я не священнослужитель, не проповедник, а рядовой православный христианин, к тому же писатель, по обязанности публициста стремящийся осмыслить историю и современность, а потому поразмышляю о том, чем лично для меня особенно знаменателен праздник Рождества Христова.
Космическое значение этого события, как мне кажется, ум человеческий все равно полностью постичь не в состоянии: как это Всемогущий Бог, Творец всего мира видимого и невидимого, рождается от земной женщины и становится доступным современникам? А вот историю человечества приход Христа в мир изменил радикально, мы не просто до сих пор и летосчисление ведем от этого события, но и сам смысл жизни понимаем совершенно иначе. Ведь Господь пришел в мир тогда, когда человечество зашло в безысходный тупик. Мы, завороженные красотой искусства античности, плохо представляем себе, каким сплошным кошмаром была жизнь, скажем, древнего грека. Он верил в сонмы богов - сварливых, мстительных, часто безнравственных, не могущих дать человеку идеал, а еще больше - в демонов, населявших все вокруг, наконец, в непостижимый рок, перед которым и боги трепетали. После жизни человека ожидал вечный темный аид или перевоплощение в дерево, камень, лягушку... При всем обилии философов с их моральными системами никто не мог убедительно обосновать смысл жизни человека, и потому закат древнего мира ознаменовался широким распространением всевозможных извращений и модой на самоубийства. Как писал русский мыслитель И. Киреевский, "на земле человеку уже не оставалось спасения. Только сам Бог мог спасти его". И Господь пришел и указал путь спасения...
Сама свободная и ответственная человеческая личность появилась только в христианстве. И индивидуальная жизнь, и история человечества получили смысл. Как потом писали Святые Отцы, "Бог сошел на землю и стал Человеком для того, чтобы человек стал Богом". Христос, сказавший о Самом Себе "Я есмь путь и истина и жизнь", - это совершенный Бог и совершенный Человек, недостижимый, но самый притягательный и общепризнанно высший идеал. Он призвал нас: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный", и предела на этом пути нет.
Но Господь не только учит совершенствованию, но и напоминает, что каждому из нас дан особый талант, который мы не имеем права зарывать в землю, и обязаны выступать в этом мире Его соработниками, продолжать Его дело, очеловечить все вокруг себя, жить так, чтобы Христос стал называть нас не рабами Божьими, а Его друзьями.
Вот, на мой взгляд, та новая высокая планка, какую задал Господь каждому из нас для оценки своей жизни. И какой же день более подходит для размышления о самом себе, чем день Рождества Христова, день Его прихода в наш мир, с чего и началась новая история человечества, и появилась возможность для каждого из нас осмысливать свое бытие с самой высшей точки зрения, какая только вообще возможна?
Для меня эти слова - не плод абстрактного теоретизирования, а главный урок прожитой жизни. В мае 1968 года я был репрессирован и несколько лет провел "далеко от Москвы". Помнится, какими тяжелыми были там для меня поначалу праздничные дни: только представишь, что сейчас делают родные и друзья - и, кажется, волком бы взвыл. Бывало, не один раз перечтешь про себя (даже если и не по сезону) пушкинское послание "Роняет лес багряный свой убор...", несколько раз повторив с горечью строки "Я пью один, и на брегах Невы меня друзья сегодня именуют..." Но как раз на первое Рождество Христово, проведенное в изоляции от всего дорогого, я впервые попытался разобраться в самом себе, сопоставить то, что во мне есть, с тем, что должно было быть, - и такая на душе возникла легкость, что с того времени я почти перестал страдать от одиночества. И теперь уже, перечитывая пушкинское послание, я с особым чувством повторял заключительные строки его обращения к друзьям: "Как ныне я, затворник ваш опальный, его (этот день. - М.А.) провел без горя и забот"...
А после возвращения в Москву я познакомился с носительницей лучших качеств старой московской интеллигенции - Лидией Евлампиевной Случевской, ученицей выдающегося советского историка искусства, художественного критика, педагога и, как говорят, человека редкой душевной красоты Анатолия Васильевича Бакушинского. Позднее ее подругой, можно даже сказать, - сестрой стала не менее выдающийся советский педагог Мария Александровна Рыбникова. Но после смерти Марии Александровны Лидия Евлампиевна осталась одна, разбитая параличом, по сути, без средств к существованию, к тому же не способная даже просто обслужить себя, приготовить еду, - вряд ли она могла поднять что-либо тяжелее ложки. И только помощь Божия и поддержка со стороны почитателей ее дарований сделали возможным невозможпое: она продолжала творчество в разных областях культуры, в особенности исследование внутреннего мира Пушкина, как он проявляется через лексику его стихов.
На Рождество Христово я был у Лидии Евлампиевны только один раз. Ее друзья, встретив праздник в храме, побыв дома со своими близкими, к вечеру один за другим потянулись к ней. В конце концов в комнате собралось человек двенадцать - пятнадцать, все люди творческие и верующие. Кто-то прихватил с собой бутылку хорошего красного вина, и мы все выпили, - каждому досталось, можно сказать, по два с половиной наперстка. Хозяйка спрашивала каждого из гостей, особенно тех, кого давно не видела, какие у него удачи, достижения, и те рассказывали о своих маленьких открытиях, догадках, сомнениях. Другие вступали в обсуждение, разгоралась дискуссия, а Лидия Евлампиевна необычайно умно и деликатно как бы подводила итог сказанному. В свою очередь гости просили ее прочитать что-нибудь из написанного ею в последнее время, и она поделилась небольшой главой из своего исследования о Пушкине. Не знаю, сохранился ли этот труд после ее смерти, но в душах тех, кто с ним был знаком, он определенно оставил след. Мне кажется, и вышедший не так давно из печати труд Бориса Васильева (который бывал у Лидии Евлампиевны, но всегда один, без свидетелей, поскольку после отбытия ссылки не мог жить в Москве и приезжал к ней нелегально) "Вера в жизни и творчестве Пушкина" носит на себе отпечаток их общения (а учениками Васильева именуют себя некоторые видные современные пушкинисты).
Возвращаясь после этого рождественского вечера домой, я думал о том, какие самородки в изобилии еще рождаются на Руси, как мало мы о них знаем и еще меньше заботимся, как много "университетов на дому" могла бы получить наша молодежь, в те годы еще почти совсем оторванная от старой русской культуры. И невольно думалось, сколь сильной должна была быть вера в Господа и Его всеблагой Промысл, если человек, обреченный на тяжкие физические страдания и безысходную нищету, живет в атмосфере повседневного творчества, не только не поддаваясь унынию, но и вдохновляя других на труд и посильные подвиги. А главное, утвердилась уверенность в том, что Христос не просто пришел в наш мир две тысячи лет назад. Он приходит и сейчас к каждому из нас, но только тогда, когда человек сам ищет встречи с Ним и старается быть достойным этой встречи. Вот в этом круге мыслей и чувств и вижу я с того времени главный смысл великого праздника Рождества Христова.
...За последнее десятилетие в России многое изменилось. Верующим теперь не нужно скрывать своих убеждений, ходить в храм тайком, опасаясь неприятностей по службе. В стране действуют десятки тысяч церковных приходов и сотни монастырей, открываются все новые православные гимназии и лицеи; на форумы, созываемые церковным Священноначалием, приходят высшие руководители государства. Однако я убежден, что при всех внешних улучшениях религиозной жизни реально изменить к лучшему духовное и нравственное состояние наших соотечественников можно лишь в том случае, если каждый из нас с готовностью откроет свое сердце Спасителю, воспринимая Рождество Христово и как вселенское торжество, и как свой личный, задушевный праздник.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников