"СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К КОРОВЕ" ОБХОДИЛСЯ ОЧЕНЬ ДОРОГО

В бывшем архиве ЦК КПСС (ныне - Российский государственный архив социально-политической истории) корреспондент "Труда" обнаружил еще нигде не публиковавшийся дневник жены известного советского военачальника и политика Климента Ворошилова - Екатерины Горбман. Предлагаем вниманию читателей выдержки из него, полагая, что это - тоже документ времени, характеризующий быт и нравы элиты той поры.

9.01.1951г.
После завтрака Климент Ефремович как всегда отправился на прогулку. А встает он рано и до отъезда на работу проходит 6-8 километров ежедневно и дополнительно 4-6 километров вечером по возвращении домой (на дачу) после рабочего дня. Пройденным километрам ведется строгий учет. Для этой цели все дорожки в парке вымерены и по маршрутам расставлены знаки. Так, например, в январе 1950 г. он прошел 465 км, в феврале - 435 км - это рекордные месяцы. А за весь 1950 год К.Е. сделал 4.825 км.
17.05.1955 г.
Третьего дня у нас на даче гостили тов. Хрущев Н.С. с Ниной Петровной и тов. Первухин М.Г. с Амалией Израильевной.
Я пишу об этом визите потому, что он оригинален. В данном случае наши мужья заранее условились убить, как говорится, двух зайцев. Побывать в гостях и одновременно ознакомиться с хозяйством колхоза "Красная нива", который находится в соседстве с дачей, где мы проживаем.
Нина Петровна и Амалия Израильевна остались со мной на даче, а мужчины забрали Климента Ефремовича и поехали в колхоз. Вернулись они к трем часам...
Уж очень им понравились бригадиры колхоза - женщины. И сколько иронии было в адрес единственного бригадира - мужчины, оказавшегося не на высоте понимания вопросов...
21.06.1955г.
Сегодня Климент Ефремович справляет необычный юбилей. Им пройдено 20,000 километров за 5,5 лет. За эти годы пешеходные прогулки К.Е. тщательно учитывались, и сегодня подведен итог. Прогулка пешком в любую погоду стала для К.Е. такой же необходимостью, как есть и пить.
20.09.1955г.
Мы с Климентом Ефремовичем прибыли на отдых в Крым 21 августа. На этот раз поселились временно не на Маевке, где отдыхали предыдущие два года, а в Сосновке. Маевка была занята. Там отдыхал В.М. Молотов с Полиной Семеновной и внучкой.
Сосновка - так ныне называется дворец, который строился в течение десяти лет - с 1892 по 1902 г. - для Александра III.
В 1948 году дворец посетил И.В. Сталин. Ему понравилась эта местность, природа. По желанию и указаниям И.В. в пяти километрах от дворца на высоте 553 метров над уровнем моря, в тени вековых кедров и горных сосен, в 1949 году выстроили деревянный бревенчатый домик.
Товарищ Сталин сюда больше не приезжал. Изредка здесь теперь отдыхает кто-нибудь из товарищей.
Сосновка напомнила мне времена, когда приходилось запросто бывать на даче под Москвой у тов. Сталина. Вспомнилось гостеприимство И.В., песни, танцы. Да, да - танцы. Плясали все, кто как мог: С.М. Киров и В.М. Молотов плясали русскую с платочком со своими дамами. А.И. Микоян долго шаркал ногами перед Надеждой Сергеевной (Аллилуевой), вызывая ее танцевать лезгинку. Танцевал он в исключительном темпе и азарте, при этом вытягивался и как будто становился выше и еще тоньше. А Надежда Сергеевна робко и застенчиво еле успевала ускользнуть от активного наступления А.И. Климент Ефремович отплясывал гопака или же, пригласив партнершу для своего коронного номера - польки - танцевал ее с чувством, толком и расстановкой.
А.А. Жданов пел под собственный аккомпанемент на рояле. Пел и Иосиф Виссарионович. Были у И.В. и любимые пластинки с любимыми ариями из опер и песнями. Пластинки И.В. сам сменял и занимал гостей. Особенно ему нравилось смешное...
После смерти И.В., когда подготовляли дачу в Кунцеве к открытию дома-музея И.В. Сталина, здесь обнаружили много пластинок русской, грузинской, украинской и др. музыки и песен. На некоторых из этих пластинок есть пометки И.В. Так, например, на пластинке "Пляска скоморохов" из оперы "Снегурочка" имеется пометка И.В.: "Хорошая". На пластинке "Карысь-Лекси (Вьюга). Народная ченгуринская", пометка И.В. гласит: "Смешная - хорошая". Есть и такая пометка И.В.: "Очень хорошая". Эту оценку получила пластинка с записью арии Карася из оперы "Запорожец за Дунаем" - "Ой, щось дуже загулявся"...
Какое это было замечательное время! Какие были простые, по-настоящему хорошие товарищеские отношения. И как со временем и жизнь в партии стала сложной, порою до боли непонятной, и взаимоотношения наши тоже.
26.09.1955 г.
Два дня я присутствовала на совещании или на отчете, не знаю как определить.
Н.С. Хрущев пригласил в Крым во время своего отпуска вернувшихся из Америки и Англии членов сельскохозяйственных делегаций, чтобы заслушать их отчет о поездке в Америку и Англию.
Первый день заседали на террасе дачи, где отдыхал тов. Хрущев с семьей. Второй день перенесли совещание в более оригинальное помещение - в беседку, сооруженную на железных сваях и из каркаса, накрытого тентом. Это сооружение находилось в море в пятидесяти-шестидесяти метрах от берега.
Здесь впритирку друг к другу разместилось человек двадцать, в том числе и две стенографистки. Беседка была выбрана с той целью, чтобы одновременно дышать морским воздухом.
Все было необычно. И наше присутствие тоже. Я имею в виду членов семейства: Н.С. с женой, дочерью и зятем, К.Е. с женой (сиречь со мной) и сыном.
Из докладов и прений можно было сделать заключение о том, что именно надо заимствовать у американцев и англичан. Так, например, обращено было внимание на колесный трактор, который применяется в с.х. Америки и Англии. Было высказано мнение, что следует и у нас в с.х. в определенных местностях ввести колесный трактор. По этому вопросу в адрес наших инженеров и конструкторов было сказано, что не обязательно тратить годы и средства на то, чтобы сконструировать свой отечественный колесный трактор, не надо стесняться взять его у американцев как образец.
Или, например, сравнивая, во что обходится уход за коровами в молочных фермах у нас и у американцев, тов. Хрущев в адрес министерства с.х. сказал: "Социалистический подход к корове у нас обходится очень дорого, нельзя ли навести порядок на наших молочных фермах в колхозах и совхозах?!"
9.10.1955г.
Сегодня познакомилась у Хрущевых с капитаном танкера "Туапсе" тов. В. Калининым, с его помощником по политической части Д.Кузнецовым и с их женами.
Как известно, экипаж советского танкера "Туапсе" в июне 1954 года был захвачен пиратами Чан-Кай-Ши. Благодаря решительным протестам нашего правительства 29 человек экипажа после тринадцати месяцев пленения в гоминдановских застенках были освобождены, возвращены на Родину и теперь восстанавливают свои силы в санатории на Южном берегу Крыма.
Гостей принимали опять-таки в своеобразной обстановке на пляже. Мы слушали страшные вещи об их пленении - о мужестве, стойкости и патриотизме замечательных советских людей, попавших в плен.
Засиделись мы до захода солнца. Становилось прохладно и темно. Пора было собираться по домам. На прощанье гости так расчувствовались, что расцеловали наших мужчин (кроме Никиты Сергеевича здесь были Анастас Иванович Микоян и Климент Ефремович). Чтобы не обиделись женщины, гости начали по очереди целовать и нас с Ниной Петровной и Юлией. На них глядя, пошли целоваться и их жены. В общем, все мы перецеловались. (Поразительно, но через несколько недель почти весь экипаж "Туапсе" сидел уже в застенках КГБ, лишь недавно моряки-туапсинцы были реабилитированы полностью. - Авт.).