ШУМЕЛ ШАНСОН...

Нет, думаю, лучшего доказательства того, что страна вполне оправилась от пережитого в августе 1998 года дефолта, нежели новогодние программы нашего ТВ. В них вернулись размах, великолепие, купеческий шик. Не только шесть центральных каналов, но и некоторые дециметровые изрядно потратились на специально снятые многочасовые передачи.

Гигантомания всегда была признаком наших развлекательных телепредставлений. На этот раз она коснулась не только главных передач новогодней ночи, которые начались за полтора-два часа до полуночи, но и традиционной "Песни года". Когда-то эта программа проходила в один присест, в первый день Нового года. И была для миллионов зрителей открытием новых мелодий, которые затем надолго входили в жизнь. Потом, с падением качества, стали искать спасения в количестве. Вместо одного дня песенный телемарафон продолжался уже два.
В этом году сделан следующий шаг: три дня подряд на Первом канале шли трехчасовые финальные выпуски "Песни года"! Тусклое, однообразное зрелище продолжалось в конечном итоге восемь с половиной часов. Ведущие концерта с тяжеловесным юмором пригрозили нам вариантом, при котором финал мог бы длиться и дольше - все 365 дней и ночей без остановки. Действительно, мог бы: тех, с позволения сказать, "произведений", что звучали три вечера подряд, можно было бы "налудить" и не на такое количество времени.
При этом нам почему-то не объяснили присутствие в программе "Песни-2002" произведений, написанных много лет назад. Они, прошедшие испытание временем, кстати сказать, относились к числу лучших в программе. Недаром вдова Леонида Дербенева, получая диплом за скончавшегося почти восемь лет назад поэта, выразила надежду, что его тексты будут звучать еще долго...
Я начал с песенного фестиваля потому, что этот жанр составляет основная часть "Огоньков", шедших в новогоднюю ночь на разных каналах. Примитивизм и бессодержательность подавляющего большинства опусов нынешних композиторов поставила составителей ночных передач в сложное положение. Нужен был какой-то выход. Характерно, что его поисками занялись прежде всего те каналы, которые борются с "телеграндами" за место под солнцем, то бишь за зрительский рейтинг.
На ТВС, где не первый сезон с успехом идет основанная на городском песенном фольклоре передача "В нашу гавань заходили корабли", новогоднюю программу решили построить как развитие основных тем и музыкальных направлений, представленных в "Гавани". И назвали свой "Огонек" не без вызова - "Шумел камыш". При таком повороте дел зрители уже с самого начала не предъявляли к услышанному и увиденному требований, которые диктует традиционный эстрадный концерт.
На ТВЦ придумали представление, связанное с тем жанром, что в последнее время получил у нас не очень точное название "шансон". Их программа "Шансон... шансон... шансон", стилизованная под эстраду столетней давности, воссоздавала атмосферу кабаре, где старые, всем известные мелодии звучали свежо оттого, что не столько пелись с подмостков, сколько "жили" в кутерьме происходящего.
Даже "малотиражный" дециметровый канал "М1" попытался отойти от набившего оскомину шаблона. Пользуясь тем, что наступающий год объявлен годом черной водяной Козы, авторы новогоднего представления перенесли его ... под воду.
Только три крупнейших наших телеканала - Первый, "Россия" и НТВ - стояли насмерть в своей преданности замшелым образцам безразмерного "Огонька". Редкие попытки нарушить каноны - вроде поющих политиков (не только безголосых, но и к тому же лишенных музыкального слуха) - потерпели фиаско. Зрители обращали основное внимание на то, как "обойма" поп-звезд кочевала с канала на канал, меняя на ходу платья и исполняя песни - одну хуже другой. Более верного способа скомпрометировать себя в глазах многомиллионной аудитории придумать сложно.
На канале РЕН ТВ, так же, как и "М1", дециметровом, использовали ход, который, казалось, лежал на поверхности. Они обратились к архивам, к новогодним "Огонькам" далеких лет. Сорок выпусков стали подлинным кладезем таланта, искренности, оригинальности: умей только отобрать. У артистов, в том числе и некоторых нынешних знаменитостей, на старой пленке горели глаза от счастья встречи с благодарной зрительской аудиторией.
Скромное, если не сказать скудное, оформление студии, черно-белое изображение не знающего еще цвета телевизора, незамысловатая драматургия давних "Огоньков" - все это к тому же усиливалось техническим "несовершенством" времени: отсутствием пения под фонограмму. Ведь нынешняя "фанера" стала форменным бичом всех жанров новогодней попсы.
И еще одно неожиданное наблюдение над архивной пленкой. В старых "Огоньках" в студии рядом с артистами (а может, напротив - это артисты были рядом?) мы видели выдающихся наших граждан, людей, связанных своими делами с конкретным временем и воплощавших его. Это придавало звучащим песням дополнительное измерение. И мы подчас угадывали даты по лицам присутствующих, а не по цифрам-подсказкам, написанным в углу кадра...
Провал крупнейших телеканалов был бы сокрушительным, если б не одна программа, вышедшая за два часа до полуночи. Я имею в виду превосходный, по-моему, "Новогодний вечер с Максимом Галкиным". В нем было все: и представленные в метких пародиях наши поп-звезды, и нынешние российские политики, и сам Максим - молодой, талантливый, умеющий и говорить, и петь, и импровизировать на сцене. В отличие от многих своих коллег по эстраде...