ДИЗЕЛЬ НЕ ДОПЛЫЛ ДО ГАРВИЧА

Жизнь Рудольфа Дизеля, в честь которого названо его гениальное изобретение, была полна загадок. Таинственной оказалась и смерть этого человека. Он родился в Париже от родителей-немцев. Ему всегда был чужд дух германского шовинизма. Это, скорее всего, и погубило его, когда угроза грядущей первой мировой войны становилась все более очевидной.

29 сентября 1913 года Рудольф Дизель, изобретатель двигателя внутреннего сгорания, сел в порту бельгийского города Антверпен на пароход "Дрезден", который отправлялся в Англию. Его сопровождали сотрудник Дизеля Лукманн и директор бельгийской компании Карелс, тесно сотрудничавшей с фирмой, принадлежавшей немецкому инженеру. Корабль взял курс в сторону английского порта Гарвич, где должна была состояться встреча с представителями британского адмиралтейства. Дело в том, что англичане очень заинтересовались изобретением Дизеля, решив использовать его на своем военном флоте.
Стремясь во что бы то ни стало сохранить британское господство на море в условиях возраставшей военной мощи кайзеровской Германии, командование английского флота решило установить на некоторых своих кораблях новые двигатели, изобретенные Дизелем. Тем самым планировалось освободить их от тяжелого, громоздкого, делавшего военные корабли не столь маневренными угля. Главный сторонник модернизации британского флота адмирал Фишер понял, что изобретение Дизеля позволяло значительно расширить акваторию действий боевых кораблей и избежать появления дыма, который задолго предупреждал о том, что корабли должны появиться на линии горизонта.
Дизель мог заключить контракт века. Но он так и не увидел английских берегов, поскольку, когда "Дрезден" прибыл в порт назначения, его... не оказалось на корабле. Самое примечательное, что в отличие от спутников Дизеля фамилия немецкого инженера и изобретателя даже не значилась в списке пассажиров. Начавшееся расследование из-за отсутствия конкретных свидетельств завершилось выводом о том, что произошел несчастный случай - Дизель упал в море.
Известно было только, что до своего исчезновения он ужинал в компании Лукманна и Карелса. У него было прекрасное настроение, и он с удовольствием рассказывал о том, что его дочь собирается выйти замуж за барона фон Шмидта Франкфуртского. Поэтому он хотел вовремя вернуться в Германию, чтобы присутствовать на церемонии бракосочетания. И в шутку добавил, что дочь из-за своего приданого разорила отца.
В десять часов вечера все расстались, договорившись собраться вместе за завтраком незадолго до прибытия в Англию. На рассвете следующего дня стюард, который разносил чай в каюты пассажиров, заметил, что одна из них под N18 - пуста. Он вошел и увидел, что в кровать никто не ложился. Ночная рубашка Дизеля была аккуратно сложена, а предметы туалета расставлены на полочке умывальника. На этажерке у изголовья кровати лежали большие золотые часы, а портфель с английскими и немецкими деньгами был спрятан под подушкой. Но никаких следов их владельца.
Может быть, Дизель действительно каким-то образом оказался за бортом корабля? Но не исключено, что его гибель явилась делом рук немецких спецслужб, которые не хотели повторения истории с инженером Хаусснером. Тот уехал в Латинскую Америку, предварительно договорившись с французами о передаче секретов созданной им откатной пушки. Переговоров Дизеля с англичанами опасались и владельцы угольных шахт, предчувствовавшие появление на энергетическом рынке серьезного конкурента. Так что Дизель не всем был угоден.
По прибытии "Дрездена" в Гарвич корабль тщательно обыскали. Весь экипаж был допрошен английской полицией. Но никто в ту злополучную ночь не слышал никакого шума на палубе и звуков борьбы в каюте Дизеля.
А спустя две недели бельгийские рыбаки, занимавшиеся промыслом в устье Шельды, выловили сетями останки человека, которые были перевезены в морг Антверпена. Там врач-патологоанатом обнаружил резаную рану на затылке, которая была нанесена, как выяснилось, еще до смерти утопленника. Тело погибшего опознал сын Дизеля. В карманах были обнаружены некоторые предметы, принадлежавшие, судя по всему, Дизелю. И все же так до конца и не удалось установить, что это останки немецкого инженера. Правда, в 1957 году дочь Дизеля в своей книге допустила версию самоубийства отца, финансовое положение которого к моменту его гибели было подорвано, и все шло к объявлению о банкротстве.
Однако вряд ли Дизель вознамерился покончить с собой по пути в Англию. Ведь там его ожидал очень выгодный контракт.