06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ИЗ КОСМОСА НЕ ВЕРНУЛИСЬ

Борисов Виталий
Опубликовано 01:01 04 Февраля 2003г.
Катастрофа американского корабля многоразового использования "Колумбия", происшедшая в минувшую субботу в небе над Техасом за 16 минут до посадки и унесшая жизни семи астронавтов, - трагедия мирового масштаба: строительство дороги в космос важно для всего человечества. Гибель стотонного космического "челнока" - это и тяжелый удар по американской программе пилотируемых полетов. Под вопросом дальнейшая судьба Международной космической станции...

Почему произошла авария? Выдвинуто несколько предварительных версий. Первая: отвалилась часть плиток теплозащиты (углерод-графитовых, стекловолоконных), которыми выложены носовая и хвостовая части "челнока", днище, крылья. Таких плиток, выдерживающих температуру от нескольких сотен до 1650 градусов, на поверхности корабля - около 25 тысяч. Две с половиной недели назад во время запуска "Колумбии" с космодрома во Флориде от внешнего топливного бака неожиданно отделился кусок пеноизоляции и ударил по левому крылу шаттла. Специалисты НАСА заявили тогда, что никакой опасности для корабля этот инцидент не представляет. Однако при посадке "Колумбии" именно на левом крыле вышли из строя датчики температуры. Возможно, они сгорели после того, как отвалились плитки теплозащиты.
Не имея более подробной информации, можно только гадать, произошло ли это из-за удара на старте пеноизоляции по крылу или конструкция начала разрушаться вследствие "усталости", вызванной длительной эксплуатацией "Колумбии". Усталость - вторая версия. Это самый старый корабль серии "Шаттл". Его строительство началось в 1975-м, а эксплуатация - 12 апреля 1981-го. Субботний полет был 28-м. Может, удар по крылу стал последней каплей, спусковым крючком?..
Третья версия: сбой в одной из систем управления кораблем, который вошел в плотные слои атмосферы под нерасчетным, более острым углом. В результате разрушение теплозащиты - и объятый адским пламенем шаттл мгновенно развалился.
Четвертая версия: взрыв двигательной установки. Этот вариант считается маловероятным, потому что во время посадки корабля двигатель на этом участке не работает.
До входа в плотные слои атмосферы экстренных сообщений от экипажа не поступало. Но за 22 минуты до приземления ЦУП зафиксировал, что температура левой части фюзеляжа начала быстро подниматься - сначала повысилась с 20 до 30 градусов, а затем и до 60. Чуть позже на левом крыле датчики прекратили передачу данных. Вскоре ЦУП перестал получать информацию с 8 других датчиков. Корабль накренился на левое крыло. За мгновение до катастрофы командир спокойным голосом начал отвечать Земле, и связь прервалась. "Колумбия" спустилась уже до высоты 60 километров, и до посадочной полосы оставалось всего 16 минут полета. Операторы вновь и вновь вызывали астронавтов, но ответа уже не получали.
Члены экипажа были в скафандрах, и в случае разгерметизации их жизни ничего бы не угрожало. Однако при мгновенном разрушении кабины все семеро оказались в огненном плазменном смерче, и даже при наличии парашютов не оставалось шанса на спасение. Смерть астронавтов, скорее всего, была мгновенной.
За 16 дней автономного полета ("Колумбия" не причаливала к Международной космической станции) экипаж выполнил более 80 исследований и экспериментов. На борту были 6 астронавтов США и первый израильский покоритель космоса. Вот их имена. Командир Рик Хазбенд, полковник ВВС США, 45 лет, остались двое детей, этот космический полет был для него вторым и последним. Пилот Уильям Маккул, 41 год, 2400 часов налета на 24 типах самолетов, любил вместе с женой путешествовать пешком, разбивать лагерь, играть на гитаре. Это был его первый космический полет. Руководитель исследовательской программы Майкл Андерсон, полковник ВВС, 43 года, остались двое детей, увлекался фотографией, компьютерами, теннисом. На орбиту отправился во второй раз. Специалист полета Калпана Чавла родилась в Индии, в 80-х годах переехала в США, в 1997-м совершила свой первый полет. Специалист полета Дэвид Браун, капитан ВМС, доктор медицинских наук, 46 лет, родители Пауль и Дороти Браун проживают в Вашингтоне. Это был его первый орбитальный полет. Вторая женщина в экипаже - специалист полета Лорел Кларк, врач, остался ребенок, увлекалась подводным плаванием, парашютным спортом, пешим туризмом. Первый израильский космонавт, специалист-исследователь Илан Рамон, полковник ВВС Израиля, 48 лет, осталось четверо детей...
Серьезные сомнения в надежности и безопасности кораблей серии "Шаттл" появились у ряда специалистов еще в 1999-м. Тогда предлагалось списать "Колумбию". Полгода назад Дон Нельсон, в недавнем прошлом опытнейший сотрудник НАСА, направил письмо президенту Бушу, в котором, как сообщает английская газета "Гардиан", говорилось об опасности дальнейшей эксплуатации космических "челноков". Ричард Блумберг, возглавлявший ранее консультативный комитет по аэрокосмической безопасности, сделал прошлой весной заявление в конгрессе: "Я никогда так не волновался о системе безопасности космических челноков, как сейчас. При нынешнем подходе посеяны семена будущей опасности". Но предостережения не были услышаны.
Между тем корабли многоразового использования уже эксплуатируются много лет. "Дискавери" с 1984 года совершил 30 полетов. "Атлантис" - 26 рейсов в космос (с 1985-го). "Колумбия", напомню, потерпела катастрофу во время 28-го полета. Пожалуй, только "Индэвор", единственный из четырех (а теперь уже трех) шаттлов можно считать не сильно изношенным - кораблю 10 лет, и на его счету 19 стартов. Если принять во внимание, что в январе 1986-го через 73 секунды после старта взорвался космический "челнок" "Чэлленджер" (тогда тоже погибли семь астронавтов), то надежность многоразовых кораблей вызывает серьезные вопросы. Из 113 запусков - 2 катастрофы, 14 жертв. Да и в экономическом плане шаттлы не оправдали возлагавшихся на них надежд. Стоимость каждого полета составляет 350 - 500 миллионов долларов. Для сравнения: запуск российской одноразовой ракеты с пилотируемым кораблем обходится в 35 - 40 миллионов (в 10 - 12 раз дешевле). Словом, руководству НАСА предстоит решать очень трудные задачи. И главная - определить причину субботней катастрофы. Пока специалисты не установят ее и не внесут усовершенствования в конструкцию кораблей, эксплуатировать их будет нельзя.
Однако на изучение причин аварии потребуются месяцы, а то и, не исключено, годы. А без шаттлов дальнейшее строительство Международной космической станции не представляется возможным. Американские корабли доставляют на орбиту груз массой 30 тонн, а российские "Прогрессы" - 3-5. Кое-кто уже предлагает законсервировать станцию до лучших времен. Но это все-таки наихудший вариант, ибо в случае выхода из строя бортового компьютера или других важных систем МКС может превратиться просто в груду металла и, устремляясь к Земле, частично сгорит в атмосфере (опасность для землян неуправляемого падения массивных обломков будет очень серьезной). Где же выход? Выбора, по сути, нет, приемлемый вариант один: строительство МКС пока продолжать более медленными темпами, используя российские грузовые и пилотируемые корабли.
Только вот закавыка: денег даже на два пилотируемых "Союза" и три "Прогресса" (минимально необходимое количество кораблей на 2003-й) наскребли с огромным трудом, да и то с опозданием. Чтобы заменить ставшие на прикол шаттлы, которые доставляли на МКС членов основных экспедиций и, кроме того, регулярно поднимали орбиту станции, потребуется больше российских кораблей и ракет-носителей. Финансирование такой программы нищей российской космонавтике, разумеется, не под силу. Это могут сделать только наши зарубежные партнеры. Иначе станцию, в которую вложены уже многие миллиарды долларов, надо будет закрывать и по частям спускать на Землю, направляя их в безлюдный район океана.
С ВОПРОСОМ О ТОМ, ВОЗМОЖНО ЛИ В НЫНЕШНИХ УСЛОВИЯХ СПАСЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАНЦИИ, Я ОБРАТИЛСЯ К ЗАМЕСТИТЕЛЮ ГЕНЕРАЛЬНОГО КОНСТРУКТОРА РКК "ЭНЕРГИЯ" ИМЕНИ С.П.КОРОЛЕВА, ДИРЕКТОРУ РОССИЙСКОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ ПО МКС, ЛЕТЧИКУ-КОСМОНАВТУ ВАЛЕРИЮ РЮМИНУ.
- Валерий Викторович, 1 марта шаттл "Атлантис" должен был доставить на Международную станцию новый основной экипаж - Юрия Маленченко, Александра Калери (оба - россияне), американского астронавта Эдварда Лу и забрать завершивших вахту Кена Бауэрсокса, Дональда Петита (США), Николая Бударина (Россия). Теперь эту "пересменку" придется производить на российском "Союзе"? Успеете к 1 марта?
- Нет, 1 марта смены экипажа не будет. В этом году планировалось запустить два "Союза" - в конце апреля и в октябре. Каждые полгода мы должны менять пристыкованный к МКС "Союз", который является кораблем-спасателем. Заодно на станцию прилетают на неделю "экипажи посещения". В нынешней ситуации планы придется скорректировать, "Союз" будет использован только для смены основного экипажа. Однако ближайший корабль будет готов только к концу апреля, а то и в начале мая. Тогда и вернутся на Землю Бауэрсокс, Петит и Бударин. В конце октября или начале ноября произойдет очередная смена экипажа.
- Хватит ли запланированных на 2003 год трех "Прогрессов" не только для доставки на МКС пищи, воды, оборудования, расходных материалов, но и для поднятия орбиты станции?
- Хватит, но, как говорится, едва-едва, в обрез. А на 2004-й надо будет изготовить не менее шести "Прогрессов". Да и третий "Союз" необходим...
- На строительство кораблей требуется два года. Даже если США и другие участники проекта выделят в самое ближайшее время деньги на закупку ракет, трех дополнительных "Прогрессов" и хотя бы одного "Союза", вы все равно не успеете их построить в 2004-м...
- Задача действительно очень тяжелая. Но у нас есть опыт "сжатия" графика - организация трехсменной работы, переход на скользящий режим с тем, чтобы цеха не останавливались в выходные дни, проведение параллельных испытаний... При надлежащем финансировании - справимся. Беспокоит меня другое. Многие смежники после долгих лет безденежья начинают сворачивать производство. Например, завод, поставляющий гироскопы, дышит на ладан, едва справляется с сегодняшним заказом... Здесь тоже потребуются серьезные усилия по возвращению ушедших кадров, восстановлению прежних объемов производства.
- Смогут ли "Прогрессы" доставлять крупногабаритные конструкции для продолжения строительства МКС?
- "Прогрессы" - нет, но на "Протонах" мы, как известно, доставляли к станции "Мир" 20-тоннные модули.
...Валерий Рюмин не стал делать прогнозы относительно того, когда шаттлы вновь начнут полеты к МКС. Перерыв после катастрофы "Чэлленджера" был длительным. И на этот раз расследование не будет быстрым. Значит, всем участникам космического проекта надо определиться в принципиальном вопросе - продолжаем эксплуатировать станцию или закрываем ее? В конце концов годовая потребность в дополнительных средствах - меньше стоимости одного полета шаттла.
С начала пилотируемых космических полетов число погибших астронавтов и космонавтов достигло восемнадцати. В 1967-м при испытаниях первого "Союза" разбился Владимир Комаров. Через 4 года, возвращаясь на Землю с орбитальной станции "Салют", погибли Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев. Катастрофы американских кораблей "Чэлленджер" и "Колумбия" в 1986-м и 2003-м унесли жизни четырнадцати космонавтов. Всего же в космосе побывало 429 человек. Так что, согласно печальной статистике, при освоении звездного океана погибает каждый 24-й...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников