СТРАНА БЕЗ ПРЕЗИДЕНТА

Со вчерашнего дня над Пражским градом не развевается больше президентский штандарт. Конституционный срок полномочий Вацлава Гавела завершился, и он покинул свою бывшую резиденцию. Между тем две попытки парламента избрать в январе нового главу государства не дали результата. Межпартийные и внутрипартийные распри, а более всего - личные амбиции многих политиков пока что оказались весомее, чем забота об интересах нации и престиже страны.

Сложившуюся ситуацию здешние комментаторы рассматривают как завершение целой эпохи в политической жизни государства, которое с 1918 по 1993 годы принадлежало чехам и словакам (за вычетом периода второй мировой войны, когда на берегах Влтавы нацисты установили режим протектората), а последние десять лет существует как Чешская республика. Почему же нынешний момент считают переломным?
Чехия, как, впрочем, и соседняя Словакия, по своему конституционному устройству остается республикой не президентской, а парламентской, где реальную власть осуществляет правительство, во главе которого, как правило, стоит лидер победившей на всеобщих выборах партии. Однако полномочия избираемого парламентом президента отнюдь не иллюзорны. Он назначает премьера и всех его министров, председателя конституционного суда и правление центробанка. Президент является верховным главнокомандующим, утверждает в должностях генералитет и начальника генштаба. Он же объявляет амнистии и может помиловать осужденных. И, наконец, ни один закон, принятый обеими палатами парламента, не вступит в силу, пока не подписан, как здесь говорят, на Граде.
Исторически со времен отца-основателя независимой Чехословакии Томаша Масарика президентским кандидатам в парламенте не было альтернативы. При коммунистическом режиме это были руководители или назначенцы правящей партии, а после "бархатной" революции 1989 года и вплоть до начала нынешнего февраля бесспорный лидер нового демократического режима - драматург и бывший диссидент Вацлав Гавел, который выступал не столько как политик, сколько как "совесть нации".
Вспоминаю одну из давних встреч в небольшом кафе недалеко от Града, на которую президент пригласил группу иностранных журналистов. Это был напряженный момент во внутренней жизни страны. Между Гавелом и его тезкой премьером Клаусом, которого называли "отцом" "мягкой" экономической реформы, прослеживались явные разногласия и даже неприязнь. И тогда президент признался, что готов отстаивать собственные взгляды и решения, которые он считает справедливыми, даже вопреки позиции правительства и опросам общественного мнения.
С тех пор он не раз доказал, что его слова - не пустой звук. Так, Гавел лично счел нужным извиниться перед немцами за эксцессы, допущенные в ходе их послевоенного насильственного выселения из Чехословакии на основании известных "декретов Бенеша". Этот жест доброй воли со стороны президента вызвал весьма противоречивую реакцию в стране. С недоумением встретила общественность и некоторые его акты о помиловании. Наконец, назначение им нынешних руководителей центробанка и конституционного суда оспаривалось большинством министров правящего кабинета.
"Последним фолом" президента назвал комментатор авторитетной газеты "Право" подписание им коллективного письма лидеров 8 стран Западной Европы о безоговорочной поддержке вероятного американского нападения на Ирак. Фол это или не фол, но такова личная, а для Гавела - "по совести", позиция уходящего президента. В то же время премьер и министр иностранных дел скорее склонны подождать ясного решения Совета Безопасности ООН, а две трети опрошенных граждан вообще против войны. Впрочем, проявить себя на деле чешскому батальону химической защиты в Кувейте пришлось бы лишь в том случае, если, не дай Бог, Саддам пустит в ход оружие массового поражения.
Пока суд да дело политические партии лихорадочно готовятся в третий раз избирать президента. Из прошлых раундов в списке кандидатов остался лишь "непотопляемый", но и не побеждающий пока что Вацлав Клаус, которого выдвинула находящаяся в оппозиции партия гражданских демократов. Зато появляются совсем новые лица, преимущественно беспартийные и с политикой не связанные. Среди них ректор одного из самых престижных в Европе Карлова университета, дама, осуществляющая руководство академии наук и врач - главный онколог страны.
Для победы кандидат в конечном счете должен получить 50 процентов плюс один голос присутствующих на совместном заседании депутатов нижней палаты. Дата новых выборов пока не объявлена. Все понимают, что провалить их в третий раз просто не имеют права - это уже была бы "швейковщина" на смех всей Европе. Ну а все-таки, если?.. Многие политики всерьез ставят вопрос о возможности изменений в конституции, которые позволили бы избирать президента не в Испанском зале Пражского града, а всенародным голосованием. Вот тогда на берегах Влтавы действительно наступит новая эпоха.