МЕЛОДИЯ КРАСНЫХ ХОЛМОВ

Неожиданных поворотов в жизни Александра Ворошило хоть отбавляй. То солист Большого театра, исполнитель ведущих баритоновых партий вдруг меняет карьеру на бизнес по производству колбас. То, умудренный деловым опытом, возвращается в прославленный коллектив исполнительным директором. Когда, казалось бы, новая административная команда ГАБТа устоялась и стала набирать обороты, он опять уходит из родного театра... Куда на сей раз? В Московский международный дом музыки на Красных холмах, директором.

- Концертных залов, предназначенных для симфонической музыки, в Москве не строили более ста лет, - начинает нашу беседу Александр Степанович. - Поэтому, когда несколько лет назад городские власти объявили о начале сооружения Дома музыки на Красных холмах, честно признаюсь - не поверил. И вот минувшей весной мне позвонили из столичного комитета по культуре и предложили занять пост директора этого самого Дома.
- Наверное, без помощи спонсоров не обошлось?
- Ни единой копейки у них не взяли. Считаю это эпохальным шагом московского правительства - полностью оплатить строительство такого важного для нашей культуры объекта и взять его под свою опеку.
- Что входит в комплекс Дома?
- Прежде всего - Большой зал вместимостью около 2000 зрителей. Есть и Камерный, рассчитанный на 500 зрителей. А кроме того - многофункциональный зал на 750 мест, в котором возможно выступление как солистов, так и коллективов, вплоть до драматических и балетных трупп, фольклорных и детских ансамблей. В Большом зале немецкая фирма "Глаттер-Гетц" установит орган, но это будет чуть позже.
- Перед новым, 2003 годом вы провели один публичный концерт, на него даже президент России Владимир Путин пожаловал. Но официальным открытием Дома вы почему-то это событие не назвали.
- Потому что до настоящего открытия еще довольно далеко - много мелких недоделок, их предстоит устранять несколько месяцев. Но очень хотелось устроить для москвичей новогодний праздник.
- Да, это была настоящая новогодняя музыкальная феерия. Но вернемся к прозе жизни. На что ваш Дом будет существовать? Ведь на классической музыке в наше время не сильно заработаешь. Наверное, придется обращаться и к "попсе"?..
- Ни в коем случае. Этот Дом построен исключительно для классического искусства. Поначалу нас, конечно, будет поддерживать бюджет города, но довольно быстро рассчитываем выйти на режим самоокупаемости.
- Как этого достичь, не взвинчивая цен на билеты?
- Очень просто. В первые, так называемые престижные, ряды партера билеты будем продавать по эксклюзивным ценам, зато на остальные места - по вполне доступным. Рассчитываем и на попечителей, которые, верю, у Дома музыки найдутся.
- У вас будут свои "фирменные" творческие коллективы?
- Здесь будет репетиционная база лучших московских оркестров, ансамблей. Например, уже точно известно, что у нас "пропишутся" оркестры "Виртуозы Москвы" во главе с Владимиром Спиваковым, "Русская филармония" под руководством Александра Ведерникова...
- Выдержит ли Дом музыки конкуренцию с традиционными культурными очагами - такими, как Большой зал Консерватории, столичные музыкальные театры? Ведь там "намоленные" места, а сюда шагать от метро приходится изрядно...
- Уверен, ваши опасения напрасны. От метро "Павелецкая" тут ходьбы не больше, чем, скажем, от "Библиотеки имени Ленина" до Консерватории. Перед концертами мы пустим от ближайшей станции бесплатный автобус. Те же, кто приедет на личных машинах, смогут их оставить в большом подземном гараже, где им и профилактику, и даже несложный ремонт сделают... Рассчитываю и на грамотную рекламу. Помните, несколько лет назад в Москву приезжали Хосе Каррерас с Сарой Брайтман? Ну Каррерас - всегда Каррерас, а вот Сара была в откровенно плохой форме, об этом, если не ошибаюсь, и "Труд" писал. Но публика в Большой театр ломилась - это следствие умелой рекламы. Говорю это, конечно, не к тому, что надо рекламой "вытягивать" провальные выступления.
Учтите и такое обстоятельство: на столичную академическую сцену очень трудно пробиться, например, молодым композиторам, исполнителям, провинциальным коллективам - даже лучшим из них. Мы же намереваемся поддерживать экспериментальные творческие проекты - скажем, премьеру современной оперы или фестиваль авангардного танца. У нас есть все условия для проведения творческих симпозиумов, мастер-классов выдающихся артистов.
- Я вижу, вы по-настоящему увлеклись вашим новым делом. А обиды на Большой театр, откуда вам пришлось уйти, не осталось?
- Я не из тех, кто копит обиды. В переменах - сама суть жизни. Да и на кого мне обижаться? Никто не тянул меня за язык, не заставлял весь прошлый сезон выражать несогласие с той творческой, кадровой и организационной политикой, которую начал проводить театр. Я мог спокойно поддакивать: да, прекрасно, что поставили "Хованщину", замечательный спектакль... Но моя совесть не позволила мне этого сделать, потому что считал и продолжаю считать: постановка эта недостойна уровня Большого, тянет театр назад, прежде всего из-за отсутствия качественной режиссуры. Тогда пустили в ход старые байки, стали на меня ярлыки навешивать: колбасник, партийный певец... А я не стыжусь того, что меня приглашали в Кремлевский дворец петь - значит, хорошо пел, раз приглашали... И не стыжусь того, что люди подходили ко мне и говорили: вкусную колбасу вы делаете (сейчас я оставил это производство - невозможно совмещать его с моей нынешней деятельностью)... Знаете, если бы сказали: проживи жизнь сначала, я бы повторил все... Вы подумайте, меня в постановку "Отелло" на сцене лучшего театра страны пригласил сам Евгений Федорович Светланов. Я пел Яго, а кто исполнял главную роль? - Владимир Атлантов, кто Дездемону пел? - Тамара Милашкина... Какие артисты! А "Мертвые души"? Композитор - Щедрин, дирижер - Темирканов, режиссер - Покровский, художник - Левенталь. Ничего команда? И я исполняю роль Чичикова... Говорят, и в кино неплохо играл у Владимира Меньшова в "Ширли-Мырли", "Зависти богов". Бог даст, еще сыграю. Но сегодня главное в моей жизни - вот этот Дом.