ДЕРЕВНЯ В СЕРДЦЕ СТОЛИЦЫ

Деревня Юрово, как Ватикан в Риме, находится внутри элитного столичного микрорайона Куркино, где пятый год ведется экспериментальное строительство роскошных таун-хаусов и коттеджей. Один квадратный метр жилья здесь стоит баснословных денег. Подземные гаражи, зимние сады, спутниковые антенны, боулинг... Клубы и рестораны соседствуют с полуразвалившимися бревенчатыми избами.

Бабки развешивают белье на протянутых от избы к избе веревках, в домах нет ни воды, ни газа, то и дело "вырубают" свет. Елена Ивановна Захарова, которая прожила в Юрове больше 30 лет, показывает свою "электростанцию" - целый склад свечек, заготовленных на случай очередного отключения. Пищу, как она рассказывает, не раз приходилось готовить во дворе, разводя огонь.
- А там, - машет рукой Елена Ивановна, - каких только удобств, говорят, нет. Вода и горячая, и холодная, и тепло, и светло, и даже какая-то джакуза. Это что такое, не знаешь?
Над ветхими крышами юровских избенок высятся многоэтажные элитные дома района Куркино. Выстроенные по экспериментальному проекту, с башенками, шпилями, супермаркетами и фитнес-центрами на первых этажах, они отгорожены от внешнего мира изящным заборчиком.
- У нас недавно был случай, - рассказывает 10-летний Коля Самсонов, - стоял мороз, и вода в колонке замерзла. Я взял ведро, перелез через этот забор, штаны порвал. Хотел зайти в подъезд - а там закрыто, код набрать нужно. Я стоял минут десять, пока какой-то дядя не вышел. Попросил воды, он на меня посмотрел, как на дурака, и пошел к своей машине. Так я и вернулся с пустым ведром.
... Деревня Юрово появилась на окраине Москвы более ста лет назад. Когда-то здесь были школа, сельсовет, совхоз, несколько магазинов. Постепенно столица наступала на отдаленные районы, и деревня оказалась внутри белокаменной. Дома давно обветшали, школу снесли, торговая точка одна - ларек с пивом и шоколадками. "Власти" своей нет, и заступиться за юровцев некому. За покупками местные жители ездят на автобусе в соседние районы Москвы. В Куркино не решаются - не привыкли к супермаркетам. Они не раз обращались в правительство Москвы, просили провести воду и газ. "Нет проблем, - отвечают столичные чиновники, - только все услуги - за ваш счет. Ведь вкладывать бюджетные деньги в ветхое жилье, давно отведенное под снос, нет смысла". Один метр водопровода обойдется юровцам в сто рублей, а всего нужно собрать около 50 тысяч. Для местных жителей, большинство которых - неимущие пенсионеры, это неподъемно.
- Про нас забыли, говорит Татьяна Петровна Воропаева. - Вроде живем в Москве, а хуже, чем в деревне. Правда, обещали провести телефоны в каждую избу, но разве это спасет? Разве что "03" вызвать можно...
На самом деле про "деревню Зеро" помнят. Глава управы района Куркино Сергей Еремеев считает, что ничего драматического в жизни юровцев нет.
- Им еще повезло, что живут в Москве, - рассуждает чиновник. - Столица заботится обо всех одинаково, пенсии у них выше, чем где-нибудь в провинции. На День Победы подарочные наборы всем вручают. Так что грех жаловаться.
Ситуацию комментирует депутат Московской городской Думы Михаил МОСКВИН-ТАРХАНОВ:
- Юрово - далеко не единственная деревня в составе Москвы. И не самая, кстати сказать, ветхая. Рядом с одной из самых оживленных столичных магистралей - Ленинградским шоссе, за Тимирязевской академией - деревня Соломенная Сторожка. Избенки, колодцы - все, как 200 лет назад. Если побродить по Филевскому парку, то можно наткнуться на этнографическую деревню, будто вывезенную с Рязанщины. Такой же "музей деревянного зодчества" - в Строгине и даже неподалеку от "элитного" Рублевского шоссе. Поверить трудно, что это Москва и в таких хибарах живут люди.
Все это, вероятно, могло бы растрогать иностранного туриста, но на самом деле - ничего хорошего. В соответствии с законом о землепользовании и застройке в Москве, Земельным кодексом РФ и решением Конституционного суда РФ эти люди имеют право на расселение и получение нормального жилья в черте Москвы. К сожалению, мало кто пользуется этим правом. Что делать? Не ждать, когда придут "добрые люди" и переселят в хорошую квартиру, а идти в муниципалитет, московское правительство и требовать то, что положено. Позитивные примеры тому есть: не так давно расселены деревни, находящиеся на территории Коломенского. Все жители ветхих домов получили благоустроенные квартиры. Решить эту проблему быстро невозможно, однако столичным властям и самим москвичам необходимо к этому стремиться.