09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

РОССИЯ И ЕС: ВМЕСТЕ В ЕВРОПЕ

Цыганкова Светлана
Опубликовано 01:01 04 Февраля 2004г.
Многие профессиональные дипломаты и эксперты по внешней политике опасаются, что 2004 год может стать сложным для отношений между Евросоюзом и Россией. В связи с предстоящим 1 мая расширением ЕС до 25 стран-членов Россия выражает обеспокоенность тем, что новая политическая и экономическая конфигурация Европы ставит ее в невыгодное положение.

Особенно беспокоит Россию распространение визового режима, единых стандартов безопасности и торговых тарифов ЕС на десять новых государств. Но отношения ЕС и России не сводятся или не должны сводиться лишь к таким вопросам, как визовые процедуры, обслуживание атомных электростанций или ширина железнодорожной колеи. Это повседневные вещи, которые, несомненно, затрагивают интересы простых людей. Однако я хотел бы отступить на шаг в сторону и сфокусировать свое внимание на двух стратегических вопросах.
Во-первых, намерены ли ЕС и Россия идти по пути конвергенции, в том числе осуществлять более тесную интеграцию наших экономик и более активно сотрудничать по международным вопросам и вопросам безопасности в ближайшие 10 - 20 лет? Мы должны признать, что в настоящее время конечную цель в отношениях ЕС и России точно определить невозможно. И во-вторых, можем ли мы, двигаясь в этом направлении, достичь подлинного "стратегического партнерства"? Имеются ли у нас общие стратегические интересы? Достаточно ли у нас общих ценностей, чтобы мы могли доверять друг другу как партнеры?
Если отвлечься от сиюминутных вопросов, которые нам требуется решать, ситуация представляется не столь тяжелой, как считают некоторые аналитики. Чего не хватает в отношениях ЕС и России, так это перспективной стратегии и согласия относительно долгосрочных целей, а также надежного основания в виде доверия, взаимопонимания и общих ценностей. Мы пытаемся строить дом и спорим по поводу цвета обоев, когда у нас еще нет пола и крыши. И даже не проводим должных переговоров по этим вопросам.
Второй причиной необоснованно негативной атмосферы, сложившейся в последние месяцы, стали несбывшиеся надежды, подпитываемые недопониманием с обеих сторон. Это недопонимание свидетельствует о том, что в силу исторически сложившихся причин те, кто принимает решения в Европе, плохо понимают Россию, а те, кто принимает решения в России, в равной степени имеют неадекватное понимание политической и правовой культуры Западной Европы.
Что же нужно, чтобы двигаться вперед? Во-первых, самообразование. Нам надо лучше учиться, чтобы восполнить пробелы во взаимопонимании и создать более реалистичную основу для принятия решений.
Во-вторых, необходимо определить стратегические приоритеты на среднесрочный период. Каких позитивных результатов реально достичь в течение ближайших пяти лет?
В-третьих, нужен долгосрочный подход. Мы должны содействовать проведению на самом высоком уровне откровенной дискуссии относительно наших общих целей, чего сейчас недостает. Это поможет нам сблизиться и возвести крышу над нашим домом.
В-четвертых, требуется установить временные рамки. Нам надо быть реалистами в планировании и лучше рассчитывать время, которое потребуется для достижения изменений.
В-пятых, необходим ощутимый прогресс по конкретным вопросам. В краткосрочном и среднесрочном плане мы можем предпринять ряд шагов по развитию сотрудничества в таких областях, как энергетика, борьба с терроризмом, преступностью и распространением наркотиков, а также во внешней политике и, конечно, в вопросе вступления России в ВТО. Нам надо укреплять доверие путем совместной работы в этих областях.
В-шестых, нельзя не упомянуть законодательство. Где, возможно, нам надо двигаться в сторону сближения законодательства и стандартов. Это пойдет на пользу развитию торговли и инвестиций.
И, в-седьмых, следует активно влиять на формирование нового поколения. В долгосрочном плане нам надо разрабатывать программы обмена молодыми специалистами и содействовать их совместному обучению и стажировкам в целях развития дальнейшего сотрудничества.
Говоря об этих шагах, мне хотелось бы подчеркнуть важность общего видения будущего. Ни россияне, ни европейцы не могут с уверенностью сказать, станет ли Россия членом ЕС, - еще не настало время, чтобы попытаться дать на этот вопрос разумный, обоснованный ответ. Никто не знает, как будет развиваться Россия или чего будут хотеть россияне. В равной мере мы не можем знать, по какому пути в ближайшие 10 или 20 лет пойдет развитие ЕС. Время для этих вопросов еще не пришло.
Но мои российские друзья в ответ выдвигают два соображения. Во-первых, они предупреждают нас, что в России зреет ощущение, что она остается на обочине. Расширение ЕС и перспективы проведения переговоров по вступлению в ЕС Турции только укрепляют подобные настроения. Во-вторых, они говорят, что, если мы стремимся к конвергенции, нам надо знать конечный пункт назначения. И в обоих случая они правы. Вот почему мы должны стремиться выработать - причем на самом высоком уровне и на долгосрочную перспективу - общее видение будущего Европы, включающей в себя и Россию...
Я не согласен с теми, кто считает, что ЕС и России навсегда следует оставаться разными полюсами в многополярном мире. Разумеется, на все это потребуется время. Но, если мы договоримся о долгосрочной цели и выработаем общее видение будущего объединенной Европы, нам будет легче преодолевать все препятствия, и мы не дадим сиюминутным обстоятельствам сбить нас с избранного курса.
Сэр Родерик ЛАЙН, посол Великобритании в Москве.
МЕЖДУ МОСКВОЙ И ЕС - 14 ПУНКТОВ
Правительство России уведомило руководство Евросоюза, что готово благосклонно отнестись к расширению сообщества, но только при одном условии. Вернее, согласно публикации в лондонской "Файнэншл таймс", при 14 условиях. Штаб-квартира ЕС в Брюсселе уведомлена о том, что в России рассчитывают на понимание причины, заставившей составить список из 14 претензий в связи с предстоящим в мае расширением ЕС. Причина, по сути, одна - теряющие смысл все прежние договоренности, регулирующие торгово-экономические отношения со странами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), обернутся осязаемыми финансовыми потерями для России.
Исходя из своих хорошо осознаваемых экономических интересов, Россия предлагает своим партнерам в ЕС отсрочить введение повышенных импортных пошлин на ряд важных товаров российского экспорта; снять ограничения на экспорт энергоносителей; увеличить квоты на ввоз в Европу зерна; ослабить ограничения для российских экспортеров стали.
В числе проблем, требующих поиска приемлемого решения, Москва называет и сугубо политические. Такие, как визовые ограничения для граждан России, отправляющихся в страны ЕС, и дискриминация русских и русскоязычных граждан РФ в ряде стран Балтии.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников